Вы смотрели «Фантомаса»? А «Три мушкетёра»? Конечно, смотрели! Но вам и в голову не приходило, что актриса Милен ДЕМОНЖО – дочка русской эмигрантки из Харькова! Увы, ни по-русски, ни по-украински актриса не знает ни слова. Уже более 10 лет она вдова. А недавно узнала и о смерти своего первого мужа Анри Коста, которого она бросила ради Марка Сименона.
Улучив момент в насыщенном графике кинофестиваля «Харьковская сирень», мы общаемся с его почётным президентом в отеле «Аврора». Милен достаёт сигарету и протягивает мне. От неожиданности и удивления я отшатываюсь… Несмотря на солидные лета и свою вредную привычку, госпожа Демонжо прекрасно выглядит.
- Милен, благодаря вам возник фестиваль. Как это случилось?
– Когда я лет шесть назад была в Москве, моя книга «Les lilas de Kharkov» на французском языке попалась на глаза жене губернатора Харьковской области Михаила Добкина. Она взялась её перевести, потом – в 2009-м так назвали фестиваль и сделали меня его почётным президентом.
– Свою книгу вы посвятили маме – Клавдии Трубниковой. У вас были сложные отношения?
– Да, но я всё равно её очень любила. В 1983 году у мамы обнаружили раковую опухоль, и два последних года её жизни, я, оставив все свои проекты, ухаживала за ней. Тогда мама впервые рассказала мне многие эпизоды из своей непростой жизни. Родители мамы, опасаясь революции, с тремя детьми бежали из Харькова в Хабаровск. Потом судьба забросила маму с маленьким сыном Леонидом в Шанхай. Там в неё влюбился неотразимый француз итальянского происхождения Альфредо Демонжо. Он забрал маму с братом к себе в Ниццу, и мечта мамы стала реальностью. Рожать второго ребёнка мама не хотела, но я всё же появилась на свет. Книгу «Харьковская сирень» я написала по её просьбе, в память о ней. Она стала бестселлером и выдержала уже два переиздания. После этого я отважилась написать ещё три книги: воспоминания о своей актёрской жизни – «Секреты выдвижных ящичков», «Зверски ваша» – о наших любимых с Марком животных, «Ловушка» – об алкоголизме, которым страдал муж. 15 лет из 35 нашей совместной жизни я боролась с его недугом. Периодически он завязывал с выпивкой, но снова срывался. К сожалению, Марк не обладал такой силой воли и характера, как его отец. Жорж Сименон тоже любил набраться, но умел остановиться.
Справка «АН»
Мари-Элен Демонжо родилась 29 сентября 1936 года в Ницце в семье русской эмигрантки Клавдии Трубниковой и итальянца Альфредо Демонжо. С 15 лет работала моделью в ателье кутюрье Пьера Кардена – после удачной операции по исправлению косоглазия. В 17 лет дебютировала в кино. Её партнёрами стали такие звёзды кино, как Жан Маре, Ален Делон, Ив Монтан, Луи де Фюнес, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо и многие другие. Самые известные из 40 ролей Демонжо – невеста журналиста Фандора Элен в комедийной трилогии о Фантомасе, а также – миледи в фильме «Три мушкетёра». В 2006 году награждена Орденом искусств и литературы командорской степени. Была номинирована на французский аналог «Оскара» – кинопремию «Сезар» за фильм «Набережная Орфевр, 36», где сыграла женщину-бандита. В 2008-м представляла на 30-м Московском кинофестивале картину «Под крышами Парижа». С 2009 года Почётный Президент Международного фестиваля короткометражного кино «Харьковская сирень». Милен – автор четырёх книг: «Харьковская сирень» (о маме), «Секреты выдвижных ящичков» (автобиография), «Зверски ваша» (о животных) и «Ловушка» (об алкоголизме). С первым мужем фотографом Анри Костом прожила 12 лет. С режиссёром Марком Сименоном (старшим сыном знаменитого писателя Жоржа Сименона) – 35 лет, до его ухода из жизни в 1999 году. Живёт затворницей в своём имении на острове Поркероль на юге Франции.
– Как вы познакомились с Марком и его отцом, подарившим миру комиссара Мегрэ?
– С Марком мы впервые увиделись на ужине у общих друзей, после которого я поехала сниматься в фильме с Бельмондо. Когда через пять дней я вернулась, моя подруга сказала, что каждый день звонил месье Сименон и спрашивал меня. Вскоре он пригласил меня провести с ним выходной день за городом. Через несколько дней я поехала в Канны и снова там встретила Марка. С того дня мы больше не расставались. Когда мы стали жить вместе, оба были несвободны. Однажды раздался звонок, и я услышала в трубке недовольный мужской голос: «Мадам, вы замужем! Марк тоже имеет жену... Безобразие!» Это был Жорж Сименон.
– Но потом вы поладили со свёкром?
– Мы с Марком обвенчались только через 22 года совместной жизни, я вырастила его сыновей. Жоржа злило, что Марк обожает меня. Жорж же терпеть не мог блондинок, ругал меня, что я слишком ярко крашусь. Но зато я, как никто, умела его слушать, и он любил со мной прогуливаться и беседовать. Мне бы хотелось узнать мнение Жоржа о моих работах, но, к сожалению, я написала свою первую книгу уже после его ухода.
– Что за история связана с вашей фотовыставкой «Образы», которую вы открыли в Харькове?
– Когда 50 лет назад, после 12 лет брака, я уходила к Марку Сименону, мой первый муж Анри Кост поклялся, что уничтожит все до единого мои снимки. Он умер всего три месяца назад, и когда мы с его помощницей и ученицей Полин из школы фотоискусства разбирали коробки, то нашли 24 моих фото. Это стало большой неожиданностью. С Анри мы познакомились на съёмках рекламы косметики, где я работала моделью, когда мне было всего 17.
– Правда, что ваш первый опыт в кино связан с русским режиссёром?
– Мои подруги брали уроки актёрского мастерства, звали меня, но я отказывалась, так как считала, что у меня нет никаких шансов попасть на экран. Однажды меня увидел режиссёр Леонид Могий, он родом из Петербурга. Он и ввёл меня в мир кино. После роли Абигайль в драме «Салемские ведьмы», меня назвали перспективной молодой актрисой Франции, пригласили и в Голливуд сыграть в фильме по бестселлеру Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!». Затем я сыграла миледи в «Трёх мушкетёрах», хотя была слишком молода для этой роли. Мне было всего 22 года.
– Милен, говорят, что блондинкой вас сделал Жан Маре…
– Да, это Жан уговорил меня осветлить мои рыжие от природы волосы для роли Элен в «Фантомасе». Он говорил, что приближается эра блондинок. У геев часто хорошее чувство стиля. Маре не скрывал своей связи с Жаном Кокто, хотя образ героя-любовника нужно было поддерживать. За эту «особенность» его недолюбливал Луи де Фюнес. Как бы то ни было, для меня Луи – великий актёр, а Маре – просто хороший.
– С Аленом Делоном вас связывают несколько киноработ, но на фестивале в Харькове между вами ощущалось некоторое напряжение…
– Делон, конечно, красавец, но он не может играть без подсказок. Благодаря таким мастерам, как Висконти, Антониони, Лоузе, он стал тем, кем стал. Я снялась в фильме «Слабые женщины» Мишеля Буарона – первом в карьере Делона. Мы вместе летали в Токио, там нас принимали, как национальных героев, и ещё много где побывали вместе. Но Делон всегда видит только плохое, всё время чем-то недоволен. Я никогда не сажусь с ним за один стол – его занудство просто невыносимо! Он из тех, чей стакан всегда наполовину пуст. Характер у него противнейший, как у моего первого мужа Анри – он тоже по гороскопу Скорпион. Нам не о чем говорить – особенно после того, как на своём творческом вечере в Харькове он оскорбил Викторию Маренич – пресс-секретаря фестиваля «Харьковская сирень», выгнал её со сцены… Он считает, что ему всё дозволено.
– Но зато вы дружите с Пьером Ришаром…
– Да! Хотя, к сожалению, ни разу с ним не встречались на площадке. Но зато именно у меня в гостях на острове Поркероль Пьер познакомился со своей нынешней женой Сейлой. Её пригласил к нам мой приёмный сын Серж Сименон, чтобы поснимать как модель.
– Какой свой фильм вы особенно любите?
– «Под крышами Парижа», снятый в 2008 году режиссёром Хинером Салемом. Фильм – об одиночестве пожилых людей. Хинер – мой очень близкий друг. Благодаря ему я вернулась в годы своего детства, где была забитой косоглазой девочкой, которую нещадно дразнили сверстники. Наконец-то я пережила свой детский страх! К счастью, в 15 лет мне провели операцию на глазах, и я стала красавицей, которая сделала успешную карьеру в кино и была счастлива в любви.
– На фестивале вы показали короткометражку «Маман» с вашим участием. Где вы снимаетесь сейчас?
– С 23-го мая у меня начался совместный проект с Катрин Денёв. Прежде мы не встречались на съёмочной площадке. Это смешная история бабушек, когда-то выигравших конкурсы «мисс красоты». Они завоевали свои титулы ещё в 60-е, а сейчас устраивают съезды бывших красавиц.