Пока в России менялся политический строй и было не до кино, фестивали класса «люкс» создали режиссёрские имена-бренды, которые им всем обязаны и, естественно, свои новые фильмы отдают им, пчеломаткам. Так что нам в ближайшем будущем не видать премьер модных режиссёров. Поэтому строго судить наших отборщиков нельзя – они заложники большой политики. Тим Бартон, получающий приз «за вклад», – это пожалуйста. Почти как Олимпиада в Сочи. А вот новый фильм Ханеке, это извиняйте, у нас Канны в списке ожидания.
Пытаясь найти свою нишу в фестивальном мейнстриме, ММКФ делает ставку не на имена, а на тематику. Отбираются фильмы, в которых рассказывается история простых людей, попавших в жизненный переплёт. Причём во многих фильмах конкурса это многофигурный переплёт, где наши современники мучаются на наших глазах от невыносимой скуки и пошлости бытия. Характерный пример тому фильм эстонца Пеэтера Симма «Одинокий остров», герои которого вовлечены в круговорот жизни, повлиять на который не могут никак. Многочисленные персонажи фильма пытаются как-то устроить свою жизнь, но всё время сталкиваются с бездушной вселенной, абсолютно равнодушной к их белому и пушистому существованию.
Сплошные несчастья случаются и с персонажами фильма «Голая бухта» финского режиссёра Аку Лоухимиеса. Мама мальчика убивает его любимую собаку – мальчик в шоке. Девушка хочет на экран и «готова на всё». Ей, дуре, наглядно объясняют, что это значит. Больше она на экран не хочет. Чёрный парень задолжал денег. Белый упырь берёт с него процент сексом с его невестой. Худощавый финн с подозрительно красными губами изменяет своей жене. Она приглашает свою соперницу на ужин втроём. Потом все потеют в сауне. Короче, всюду жизнь, только режиссёр не совсем понимает, что с ней делать.
Когда герои грабят магазин, мы должны им сочувствовать. Но с какой стати? Почему мы должны себя идентифицировать с преступниками, а не с посетителями магазина, честными обывателями? Фильм морально разбалансирован, что вообще характерно для европейского кино. В Голливуде такой номер не прошёл бы. Там очень внимательно следят за поступками хороших и плохих парней, не давая им возможности оступиться.
В этом плане абсолютно безукоризненный фильм представила англичанка Тиндж Кришнан – «Отбросы», где моральный баланс можно измерять просто на специальных душевных весах. Здесь всё безупречно, всё настоящее. И герой-алкоголик, заливающий виски свой грех – он убил женщину во время зачисток в Ирландии. И героиня – бездомная чернокожая дура, к которой герой испытывает какое-то отцовское чувство и берётся её опекать, пуская в свою квартиру. И её любовник-наркоман, который превращает их совместное проживание в настоящий ад, так что герой-алкоголик вынужден идти ночевать на улицу. Но в финале всё обустроится, и останется приятный осадок – плохие парни будут наказаны, хорошие будут награждены.
Короче, конкурс довольно живой, есть на что посмотреть, и можно даже сказать, что у ММКФ появляется собственное фестивальное лицо. Но вот вне конкурса – беда. Фильм открытия «ДухLess» за гранью добра и зла. Бесконечно устаревшая среда обитания героев. Пошлый глянец их «дизайнерских» квартир. Отсутствие каких-либо моральных мотиваций. Ум-ца-ца в качестве саундтрека их ночных клубов, которые подаются как верхотура жизни, типа круче этой пошлятины ничего не бывает. И всё это без тени иронии. Да опомнитесь! 90-е годы уже прошли. И разводок таких, как в фильме, не бывает. Втянули в дохлое дело хорошего актёра Козловского, напортили ему credit-history – нехорошо. И что, нечем было открывать фестиваль? А Тим Бартон с Бекмамбетовым? Что, они отказались бы дать свой фильм на открытие? Загадка.
Впрочем, фестиваль ещё продолжается, и подводить итоги будем в следующем номере. Надеюсь, фильм закрытия не подведёт.