В разгаре юбилейный 65-й Каннский международный кинофестиваль, но уже можно подвести некоторые итоги. Отборщиков в этом году явно интересует тема любви и смерти в самых разных комбинациях – от любви во имя смерти до смерти во имя любви. Посерединке расположились фильмы, где просто всех мочат без разбора или где совокупляются налево и направо.
Здесь отличились американские «стрелялки» вроде «Убиваем их мягко» режиссёра Эндрю Доминика с Брэдом Питтом в главной роли. Он, собственно, и играет киллера, который совершает заказные убийства. Мозги не летят в разные стороны, как у Тарантино, и герои, в отличие от тарантиновских, переодеваются, если запачкались кровищей, но натурализма предостаточно. Героя Рея Лайотты забивают так зверски, что уже просто тошнит.
В другой «стрелялке» режиссёра Джона Хилкоута «Беспредельщики» стреляют меньше, но тоже до победного конца. Фильм возвращает нас в эпоху сухого закона и показывает страсти вокруг нелегального производства самогонки, что в общем-то уже надоело. Понятно, что «плохие» парни, торгующие нелегальным спиртом, окажутся более человечными, чем преследующие их представители власти. Всю эмоциональную историю фильма можно просчитать как по нотам.
С насилием в хороших отношениях и модный французский режиссёр Жак Одияр. В его новом фильме «Ржавчина и кость» развивается жанр социального нуара, или, проще говоря, чернухи. Красавица героиня теряет ноги ниже колен из-за столкновения с дельфином, и молодой беспутный герой, который зарабатывает на жизнь коммерческими драками (есть, оказывается, и такой вид развлечения), вступает с ней в такие причудливые сексуальные отношения, что «Камасутра» отдыхает.
Но ещё дальше пошли австрийцы. Режиссёр Ульрих Сейдл задумал триптих под названием «Рай», первую серию которого «Любовь» мы увидели в Каннах и прослезились. Речь идёт о секс-туризме австрийских 50-летних упитанных блондинок в Кению. В центре – сексуальный опыт одной из них, которая повелась на 20-летнего чернокожего красавца, клявшегося ей в бескорыстной любви, овладевшей им при виде героини. А потом начались разводки. Африканец утратил сексуальный энтузиазм в связи с «проблемами». Оказалось, что отец попал в аварию и в больницу, а платить нечем. Белокурая австриячка вспомнила про европейский гуманизм и денег дала. Но нужны были ещё и ещё. Второй её опыт в точности повторил сценарий первого. Когда у неё случился день рождения, то её подруги привели ей в подарок чёрного 20-летнего стриптизёра. Вот тут героини покуражились. Эротика зависла на грани порнографии. Войдя во вкус, героиня уже стала покупать юношей, и только ограниченность денежных средств, по всей видимости, заставит её покинуть сладострастную Кению и вернуться в асексуальную Европу. С нетерпением ждём следующих серий «Рая».
О любви и смерти снял свой новый фильм и мэтр австрийского кино Микаэль Ханеке. Он так и называется «Любовь». Сценарий писался под известных французских артистов Жан-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива. Им уже за 80, но любовь между ними не угасла. Но вот героиню Эммануэль разбивает паралич, и она превращается практически в овощ. Должна ли она жить и мучиться? Её возлюбленный муж решает этот вопрос самостоятельно.
Впрочем, фильм французского патриарха Алена Рене «Вы пока ещё ничего не видели» тоже чисто развлекательным не назовёшь. Сюжет строится на том, что известный писатель, автор современной пьесы «Эвридика», в основу которой положен античный сюжет, через поверенного собирает на своей вилле актёров двух составов, игравших в спектакле по его пьесе. Случается это после его смерти, и поверенный покажет артистам видеозапись спектакля, сыгранного новым коллективом, чтобы узнать их мнение. Артисты с экрана и артисты в зале постепенно меняются местами, оживают по-новому старые отношения, смерть проверяет на прочность любовь. Правда, меня, воспитанного на «Орфее» Жана Кокто, несколько смутил возраст актёров – им под 60. Немножко Орфей и Эвридика по-европейски сделались долгожителями.
В противоположность Алену Рене американский режиссёр Вес Андерсен снизил возраст своих Ромео и Джульетты до 12 лет. В фильме «Королевство полной луны» его герои отправляются в путешествие по островам Новой Англии, заставляя нервничать родителей девочки и начальника лагеря скаутов, в котором жил сирота Ромео. Начальник лагеря (Эдвард Нортон) вместе с шефом полиции (Брюс Уиллис, которому нарастили волосики на голове) и отцом девочки (Билл Мюррей) ищут её везде и находят влюблённых обнявшимися в палатке на берегу роскошной лагуны. Фильм снят в лирико-комическом стиле, так что все страшилки в нём кажутся несерьёзными. Стиль 60-х воспроизведён тоже с дозой юмора. А звёздный актёрский состав держит внимание безукоризненно.
Но среди самых сильных фильмов фестиваля на сегодняшний день, на мой взгляд, новый фильм датчанина Томаса Винтерберга «Охота», где рассказывается зловещая история о том, как спровоцированная взрослыми клевета местной «Лолиты» на школьного учителя в сексуальных домогательствах сделала его жизнь в местном обществе совершенно невыносимой. Здесь о любви речи нет, лишь о том, как в стаю злобных волков могут превратиться вроде миролюбивые обыватели, когда затронуты их первобытные инстинкты.
Русскоязычный фильм режиссёра Сергея Лозницы «В тумане» к выходу номера в печать ещё не покажут, так что о нём я расскажу вам в следующий раз. А в воскресенье 27 мая в 23.45 смотрите на Первом канале мой «Тихий дом», который традиционно посвящён Каннскому фестивалю, где я покажу дневник фестиваля с участием его звёзд и режиссёров, фрагменты лучших фильмов и где – главное! – вы первыми увидите счастливые лица победителей.