Аргументы Недели → Кино № 7(299) от 22.02.2012

США принимают русских героев

, 19:26

Во второй раз завоевав титул «Мистер Вселенная», бодибилдер, актёр и продюсер Александр НЕВСКИЙ возвращается в кинематограф. Сейчас он продюсирует картину «Легенды о Геракле», в которой сыграет, пожалуй, самого популярного мифического героя всех времён и народов. Это пятый международный кинопроект Невского. В интервью «АН» он рассказывает о том, как работают эффективные бизнес-схемы, чего не хватает российскому кино и кому нужны русские герои.

- Александр, вы по-прежнему остаётесь верны своему героическому амплуа. Почему не хотите попробовать свои силы в чём-то новом?

– Когда я создаю фильмы для международного проката, всегда думаю о том, как они будут поддерживать имидж моей страны и представлять моих соотечественников. Вы знаете, что в голливудских фильмах русских зачастую выставляют негодяями, тупицами или злодеями. И это нельзя ставить в упрёк американцам: для них главное – показать героями себя. Они выставляют дуралеями не только русских, но и немцев, французов и т.д. Мы должны сломать стереотипы, сложившиеся из-за этого у американских зрителей. Поэтому в своём фильме «Московская жара» я играю хорошего русского парня, милиционера Влада Степанова. А в «Убийстве в Вегасе» – офицера полиции Лас-Вегаса Юрия Орлова, который среди американских коллег человек свой.

– Как в Штатах это воспринимают?

– Воспринимают хорошо: там сейчас не настолько всё политизировано, как во времена холодной войны. Главный критерий оценки для американцев – качество и профессионализм продукта. «Московскую жару» выпустила Universal Pictures. Получился хороший крепкий боевик, и его восприняли с удовольствием. Правда, некоторые думали, что фильм снят на деньги Кремля: уж больно я продвигаю Москву и русских. Хотя на самом деле я никогда государственной поддержки не получал.

– Вы много лет живёте и работаете в США. По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы российский кинематограф стал мировым брендом?

– Если мы хотим выпускать фильмы в международный прокат, их нужно снимать по законам мирового кинематографа. То есть на английском языке и с участием голливудских звёзд. Иначе за рубеж вырывается только фестивальное кино. Остальное никому не интересно. И это проблема не только России. Большинство фильмов, снятых на немецком, если они не получили «Оскара», «Золотой глобус» или «Золотую пальмовую ветвь», показывают только в Германии. На французском – во Франции и т.д.

– Почему же голливудские звёзды дают всем такую фору?

– В Голливуде очень грамотно поставлена работа. Там отслеживают профессионалов по всему миру и приглашают их к себе. В результате у них работают лучшие режиссёры, операторы, актёры и т.д. Американцев потрясла работа Тимура Бекмамбетова в «Ночном и Дневном дозорах» – они пригласили режиссёра в Голливуд, где он снял боевик «Особо опасен» с Анджелиной Джоли и Морганом Фриманом. Замечательный английский актёр Колин Ферт приобрёл мировую славу после голливудского фильма «Дневник Бриджит Джонс», где он сыграл вместе с Рене Зеллвегер. Австралиец Джеффри Раш прославился ролью капитана Барбоссы в «Пиратах Карибского моря». После голливудских проектов эти люди сами становятся мировым брендом и поднимают кино своей страны на международный уровень. Вспомните оскароносный фильм «Король говорит», который делали Великобритания и Австралия. В них главные роли сыграли те же Колин Ферт и Джеффри Раш.

– Исходя из этого, чтобы у российских фильмов было больше шансов на мировую известность, нашим актёрам неплохо бы засветиться в Голливуде. Только за ними ведь очередь не стоит...

– Действительно, конкуренция ломовая. И, как правило, максимум, чего достигают наши в Голливуде, – это эпизодические роли. Поэтому нам надо самим продюсировать, привлекая голливудских актёров и продвигая своих. Люк Бессон начал продюсировать кино не только во Франции, но и в Штатах. И благодаря ему актёр Жан Рено превратился из французской звезды в мировую. То же самое делаю я. Боевик «Московская жара» стал моим первым международным проектом. В нём снимались как голливудские звёзды – Майкл Йорк, Эдриан Пол, Эндрю Дивофф, так и российские знаменитости – Александр Белявский, Мария Голубкина, Сергей Горобченко. И я абсолютно не понимаю, почему российские продюсеры не следуют моему примеру. Даже в Индии местные кинопродюсеры догадались пригласить Сильвестра Сталлоне, Дениз Ричардс и Вупи Голдберг сняться в фильме «Невероятная любовь», чтобы потом выйти с ним на международный рынок. Хотя там больше миллиарда «своих зрителей».

– Но приглашать голливудских звёзд –очень дорогое удовольствие.

– Бесспорно, но когда я слышу о тех бюджетах, которые тратились на российские фильмы ещё до кризиса... Поверьте, можем себе позволить.

Российское кино должно работать как бизнес. Голливудские студии без всяких государственных дотаций получают колоссальные прибыли, так как продюсеры работают в тандеме с инвесторами. Продюсерам важно убедить инвесторов, чтобы именно их проект профинансировали. Когда цель достигнута, им нужно снять фильм как можно быстрее и дешевле, а потом как можно лучше его разрекламировать. Так он соберёт больше денег, и инвесторы получат прибыль. А значит, в будущем дадут денег и на другое кино. Как бы цинично и рыночно ни звучало всё сказанное, это грамотная схема. У нас зачастую продюсеров интересует только собственная прибыль: они вообще не заботятся о том, чтобы возвратить деньги инвесторам. В итоге бюджет фильма во много раз превышает сборы, и спонсоры пребывают в заблуждении, что кинобизнес – это чрезвычайно неприбыльное дело.

Когда деньги на фильм выделяет государство, продюсеры тем более не беспокоятся об отдаче. Зачем приглашать голливудскую знаменитость, если это на порядок дороже? Лучше сэкономить и положить себе в карман. Но, если быть дальновиднее, картины с участием голливудских звёзд имеют шанс на международный прокат и, соответственно, на высокие прибыли.

Причём дело здесь не только в деньгах. Ориентируя отечественные фильмы на мировой рынок, мы поднимаем имидж страны, формируем бренд – российский кинематограф и культивируем русских героев. Я надеюсь, что таких сознательных продюсеров в России станет больше. Если уж у меня, культуриста с высшим экономическим образованием, получается успешно разрабатывать эту тему, у других российских продюсеров проблемы быть не должно, осталось только начать действовать!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram