> Как «Клан Сопрано» стал большим кино - Аргументы Недели

//Кино 13+

Как «Клан Сопрано» стал большим кино

№  () от 15 октября 2024 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]

Кадр из сериала «Клан Сопрано»

Исполнилось 25 лет сериалу «Клан Сопрано», изменившему современное телевидение. Именно с него началась эра многосерийных драм об антигероях, в которых неторопливо и детально перебирается внутренняя жизнь плохих людей. Мафиозный босс Тони Сопрано не только прародитель этих антигероев – он и четверть века спустя остаётся непревзойдённым для подражателей персонажем. Редкий случай, когда первый блин вышел очень даже не комом.

Ретроспективно оценивая историю создания «Клана Сопрано» (в оригинале The Sopranos), впору подивиться: до чего же идея лежала на поверхности. 1990-е обогатили жанр гангстерского кино порцией шедевров: «Славные парни», «Бронкская история», «Казино», «Жара», третья часть «Крёстного отца». Их общая черта – гангстеры показаны не озверевшими врагами общества, лишёнными человеческих лиц, а как вполне симпатичные ребята. Даже без учёта того, что крутизна привлекательна сама по себе.

С другой стороны, в конце ХХ века в моду вошли психотерапевты, услуги которых стали доступны широкому кругу обладателей медицинских страховок. И Голливуд уже предпринял попытку посадить босса мафии в кресло напротив «мозгоправа» в успешной комедии «Анализируй это». Так почему бы не помножить всё это на формат сериала, который тогда активно продвигали зрителю кабельные каналы, переманивающие зрителя из общественных кинотеатров в домашние?

Тем не менее создатели «Клана Сопрано» Дэвид Чейз, Тим Ван Паттен и Теренс Винтер несколько лет мыкались со своей идеей по разным студиям. Продюсерам успех не казался очевидным: то берём, то не берём, то берём, но через год. Самым дальновидным оказался канал HBO: подписались сразу на 13 часовых серий первого сезона и дали карт-бланш на кастинг. Его тогдашний директор Крис Альбрехт потом объяснял это так: «Я, дескать, подумал о парне, которому за 40. Он унаследовал от отца бизнес, но вынужден вести дела в современных реалиях. Он любит свою семью, но крутит романы на стороне. Его накрывает депрессия, но традиции заставляют скрывать её как проявление слабости… Я пришёл к выводу: единственное различие между ним и всеми моими знакомыми состоит лишь в том, что он – дон Нью-Джерси», – подытожил свои размышления мистер Альбрехт.

Дэвид Чейз со товарищи решили не слишком отходить от проторённой дорожки: как и в «Анализируй это», крутой здоровяк Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини), бахнувшись в обморок, обращается за помощью к психотерапевту Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко), которая вся такая чинная и правильная с фасада, за которым бьются о скалы тёмные воды подсознания. С актёрским составом тоже постарались не сильно мудрить: взяли аж 27 человек из шедевра Мартина Скорсезе «Славные парни». Мэтр потом уверял, что «Клан Сопрано» никогда не смотрел: дескать, его не интересует шпана. Хотя в этом за версту чувствуется ревность: в «Сопрано» раскрылись колоритные актёры Майкл Империоли, Тони Сирико, Дэвид Провэл, которым у Скорсезе элементарно не хватило хронометража. Некоторые из этих ребят в тот или иной этап жизни были самыми настоящими мафиози. Тони Сирико даже согласился сыграть Поли Галтиери с условием, что его персонаж не станет в итоге «стукачом».

Стоит ли удивляться, что сцены общения джерсийской братвы между собой выглядят абсолютно достоверными: как они обсуждают «Крёстного отца», женщин, спорт, бизнес и технические новшества. В то же время многие зрители отметили, что качество съёмки, игра актёров, сложность драматического развития в «Сопрано» выглядят столь же качественно, как в большом кино. Ведь хороший фильм хочется смотреть ещё и ещё? Пожалуйста: для сегодняшнего зрителя шесть сезонов «Сопрано» – это нескончаемая история, которую можно смотреть по 12 часов в день целую неделю.

Но в то же время по структуре, по работе с персонажами «Сопрано» – это всё-таки сериал. Обычный фильм строится на шекспировской трёхактовости: вначале мы застаём его в одном состоянии, которое под влиянием обстоятельств меняется дважды. В «Сопрано» нет единой истории, но есть центральная фигура, которая в разных историях ведёт себя немного по-разному и участвует в них на разных ролях, иногда уходя на подтанцовку, чтобы помочь раскрыться кому-то из основного актёрского состава.

Магия хорошего сериала ещё и в том, что он делает зрителя участником той жизни, о которой рассказывает. В данном случае – мафиозной группировки, часто сливающейся с настоящей семьёй героя. Поэтому в «Сопрано» много внимания уделялось быту: герои подолгу ужинают, отходят ко сну, возят детей в школу. Эффекта присутствия внутри действия не так просто достичь: например, в «Острых козырьках» бирмингемские бандиты начала XX века слишком гламурны, и зритель скорее смакует их жилеты, пальто и кепки со стороны, чем непосредственно участвует в предприятии семьи Шелби.

Создателям «Сопрано» удалось избежать и ещё одной волчьей ямы, в которую провалились многие последователи, – в надежде вдохнуть свежесть в очередной сезон обелить антигероя, сделать его борцом со злом. Но Тони Сопрано может представать каким угодно ранимым сыном, заботливым отцом, благородным другом и снисходительным партнёром – он от этого не перестаёт быть прежде всего опасным жестоким зверем. Когда вокруг становится жарко, эта суть немедленно выходит на первый план, отстраняя культурные наслоения. Грузного, с залысинами и прихватами медведя Джеймса Гандольфини брали на эту роль во многом за непривлекательную внешность. Да ещё и нарядили в мешковатую антимодную одежду. Тот факт, что он умудрился получить за роль Тони «Золотой глобус», три «Эмми» и пять премий Гильдии киноактёров, – заслуга его обаяния и таланта.

Одну из «Эмми» Гандольфини и Эди Фалко (исполнительница роли жены Тони Кармелы) получили конкретно за сцену семейной ссоры в четвёртом сезоне – такая бойня с припоминанием всех обид возможна только между давно женатыми людьми, семья которых перезрела, но не может упасть на землю. Тони Сопрано стал первым реальным и «живым» персонажем драматического сериала. До него мужские герои были существами из мира фантазий: отважные полицейские, идеальные отцы, мужики с принципами, поступки которых удобно умещались в арку сюжета, повторяющуюся из серии в серию. «Клан Сопрано» изменил этот порядок, дав шанс телевидению повзрослеть.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.