> Голоса Петербурга - Аргументы Недели

//Кино 13+

Голоса Петербурга

№  () от 10 сентября 2024 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]

В широкий прокат вышел документальный фильм Ашота Джазояна «Петербург! Жизнь в городе…», созданный международной командой молодых авторов из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Египта, Испании, Италии, Китая, Мексики, Польши, Сербии, Туниса, Турции и Франции. Его окрестили признанием в любви к городу на Неве, рассказанным тремя десятками петербуржцев – как всемирно известных персон, так и выходцами из народа, впервые дающими интервью на камеру.

Режиссёр-документалист Ашот Джазоян регулярно и бережно поставляет зрителям доказательства, что в их повседневной жизни полно поводов радоваться, гордиться и со вкусом проживать очередной день от рассвета и до заката. Например, в фильме «Семейный аккаунт» он рассказал историю петербургской семьи Доценко, давшей жизнь 8 детям и получившей из рук президента Владимира Путина орден «Родительская слава» в мае 2019 года. История показана через фамильный аккаунт в социальной сети. Хотя команда Джазояна на три дня едва ли не поселилась в трёхкомнатной квартире Доценко на Ржевке и была поражена простой и искренней атмосферой в семье. «Даже редакторский текст фильму не потребовался, не говоря уже о постановочных кадрах. Тёплая, дружная семья, все друг за друга, финансовые вопросы где-то на периферии и не портят общего счастья», – рассказал Джазоян.

Как зампред Союза журналистов России, Ашот Джазоян регулярно проводит в Эрмитаже медиаконгресс для молодых журналистов «Диалог культур» и способен объединить в очередном проекте талантливых авторов из разных стран. Так, в съёмочной группе «Петербург! Жизнь в городе…» работали оператор из Италии Лоренцо Скуарчаа, блогер-оператор из Аргентины Грела Мануэль Гихаррубиа, польский автор Кжиштоф Яконюк. Две недели в Петербурге работали три съёмочные группы, создавшие портреты жителей города.

В пресс-релизе картины говорится, что фильм включил в себя «более 30 короткометражных киноновелл о петербуржцах разных поколений, национальностей, профессий и увлечений, жизнь которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и его историей». На самом деле некоторые из героев являются городскими мемами, к которым постоянно обращаются городские СМИ в поисках позитивных обаятельных протагонистов. Например, бельгиец Йозеф Хаазен ещё в 1990-е возродил в Питере карильон (набор неподвижно закреплённых колоколов, производящих знаменитый «малиновый звон»). С тех пор седой и жизнерадостный 79-летний Хаазен прочно ассоциируется у коллег с Петропавловским собором и горячей увлечённостью любимым делом. А материалы о нём, итальянском дирижёре Фабио Мастранджело или канонире Петропавловской крепости Михаиле Шилине, дающем знаменитый «полуденный выстрел», охотно публикуют издания смольнинского пула.

Действие начинается с утреннего выезда на Невский проспект троллейбуса №1, за рулём которого позитивный водитель Константин Дарснек. Фамилия у него немецкая, сам он русский, родился в Махачкале, а пригодился в Питере. Мечтал стать лётчиком, но сейчас пилотирует троллейбус и не жалеет. Как сказал Константину один юный пассажир, «вот вам, дядя, повезло: катаетесь весь день по Невскому, а вам ещё и деньги за это платят». Да ещё и всегда в белой рубашке, хотя работа водителя только со стороны выглядит непыльной.

Джазоян приводит в своём фильме ровно 30 доказательств того, что успешным в своём деле (и вообще в жизни) может стать только увлечённый человек «в потоке», потому что каждый из нас мог бы сделать выбор в пользу нытья и жалоб на здоровье и нехватку денег. Вот, к примеру, токарь завода «Силовые машины» Иван Васильевич Старовойт работает на своём участке 48 лет и на пенсию не собирается: «Оборудование менялось, рабочие места, но сам цех я не менял ни разу. Так что я не тот Иван Васильевич, который меняет профессию». Хотя жизнь Старовойта сахарной не назовёшь: супруга умерла в пандемию, и ветеран остался один с двумя сыновьями, один из которых инвалид. Но он никогда не забывал замечать, в каком прекрасном городе ему посчастливилось жить, – и это тоже давало силы. Люди стремятся в Питер специально посмотреть, походить. А кто-то здесь работает и видит эту красоту каждый день.

Модельер Татьяна Котегова в фильме рассказывает о том, как полная мистических зданий югенд-стиля Петроградка расталкивает в ней творческое воображение. А скромная Елена Лукьянова является директором компании, которая построила Западный скоростной диаметр – одну из лучших дорог страны и крупнейший инфраструктурный проект Европы, который качественно изменил жизнь миллионов петербуржцев. Но как интеллигентно говорит она о своей роли: «Мне посчастливилось участвовать в этом проекте».

Через всех этих людей (балерину, дизайнера модного дома, капитана теплохода, канонира Петропавловской крепости, протоиерея, раввина, инженера, фотографа) Джазоян и его коллеги проводят мысль, что все эти персонажи являются подлинными голосами Петербурга, которые сливаются в мощную и гармоничную разноголосицу. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подытожил: «Можно быть патриотом Москвы, Еревана, Парижа, но при этом очень любить Петербург. Это город, который держится эмоциями, силой своих жителей».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте