Полетит ли снова в космос Юлия Пересильд?
24 декабря 2023, 14:42 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]
Новый художественный фильм о творцах и испытателях авиационно-космической техники в рамках советской многолетней космической программы "Энергия-Буран" 1976 - 88 г.г." будет снят в ближайшее время. Об этом заявил на торжественном собрании, посвященном 35-летию со дня запуска ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» начальник сектора ФАУ «ЦАГИ»
Анатолий Феоктистов.
По его словам, «Буран» стал первым в мире многоразовым беспилотником, с искусственным интеллектом, побывавший в космосе и успешно вернувшийся на землю.
В 2015-18 гг отечественный кинематограф выпустил три фильма, посвященных освоению космоса «Вызов», «Салют - 7», «Время первых». К сожалению, сегодня нет художественных отечественных фильмов про авиацию, пилотируемый космос, летчиков-испытателей, конструкторов, инженеров.
Логичным продолжением линейки фильмов может стать художественная лента про создание, испытания и судьбу МКТС «Энергия – Буран». Фильм планируется снять в жанре историческо-приключенческой драмы.
Кто ты, Игорь Волк?
Главный герой фильма - уникальный летчик - испытатель, космонавт Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк, неординарный и непростой человек.
Вот что сказал автору статьи в свое время по этому поводу бывший начальник Игоря Волка, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валентин Васин:
– Вначале я думал так: если бы у меня было вместо 40 обыкновенных летчиков-испытателей 20 таких, как Волк, то я бы ни на минуту не задумывался о выполнении летного плана, который был и у испытательного института. Чуть позже я резко изменил свое мнение, понял, что 40 рядовых летчиков лучше 20 выдающихся Волков. И вовсе не потому, что Игорь плохой летчик-испытатель. Нет, летный талант у него от бога. Хуже то, что он всегда стремился выполнить полет или задание любой ценой. А это не всегда нужно и необходимо.
Более того, после некоторых ЧП Волку стали приписывать «небрежность, неряшливость в воздухе», «грубую недисциплинированность», обвиняли в «профессиональном невежестве», «воздушном хулиганстве», в общем, во всех грехах, которые делал бы летчик, решившийся стать самоубийцей. Просто обостренное чувство опасности позволяло Игорю уверенно ходить по краю пропасти, с которой можно было сравнить некоторые его летные задания. Балансируя на краю этой пропасти, он порой срывался, но не падал, а шел уверенно дальше, оставляя за спиной страх, минутную слабость, неверие в свои силы.
Будучи с рождения прирожденным борцом, Волк никогда не задавался, ни при каких обстоятельствах не опускал рук, всегда и везде стоял на своем, добивался поставленной цели вопреки всем преградам и препятствиям, не теряя при этом чувства юмора.
Одержимость и целеустремленность – вот, наверное, самые главные черты характера летчика-испытателя Игоря Волка. А что касается ошибок, то кто их не делал в молодости? Хорошо известно: ошибки тех, кто постоянно впереди, особенно хорошо видны другим. И что можно простить середняку, никогда не прощается первому. Волк же всегда был лидером, человеком, чье место было всегда впереди, в авангарде испытателей. Не все принимали лидерство Игоря Петровича, и, видимо, поэтому у него и возникали разного рода неприятности, конфликты и осложнения. Даже в тех случаях, когда он был прав.
Гибель «Волчей стаи».
Сегодня мало кому известно, что «Буран» разрабатывался исключительно как пилотируемый корабль и подготовка к нему экипажа, состоявшего из известных летчиков-испытателей, началась задолго до первого старта — в далеком 1976 году.
Для реализации этого проекта создали отряд космонавтов-испытателей, в который из 500 кандидатов попали всего лишь девять летчиков, в основном из ЛИИ. Командиром отряда назначили Игоря Волка. А в первую группу вошли летчики-испытатели высочайшего класса О. Кононенко. А. Левченко, Р. Станкявичус и А. Щукин.
Самое же странное, если не сказать страшное, заключалось в том, что по непонятному стечению обстоятельств многие из этого отряда испытателей просто не дожили до старта «Бурана» в 1988 году, а остальные по разным причинам оставили этот мир в последующие годы. Сильные и здоровые летчики-испытатели уходили из жизни буквально один за другим, словно их преследовал какой-то никому не ведомый рок.
Первым в сентябре 1980 года в морской пучине при выполнении испытательного полета на палубном штурмовике вертикального взлета Як-38 нашел свою смерть Олег Кононенко. Затем в сентябре 1988 года после успешного полета в космос умер от рака Анатолий Левченко. Спустя две недели после его похорон спортивный самолет Су-26, пилотируемый Александром Щукиным, не вышел из смертельного штопора. Через год взорвался и сгорел Су-27 вместе с Римасом Станкявячусом. В Риме при посадке потерпел катастрофу самолет Ан-124, пилотируемый экипажем полковника Алексея Бородая. Выжил только он один, оставшись инвалидом.
В июне 2001 года прямо на рабочем месте в ЛИИ им. М. Громова умер Герой России, заслуженный летчик-испытатель Юрий Шеффер. Через месяц в этом же году от тяжелой болезни скончался Юрий Приходько.
Смерть пыталась достать и Виктора Заболоцкого, Сергея Тресвятского, Магомета Толбоева и Урала Султанова — членов космического отряда Летно-исследовательского института им. М. Громова. Командир этого отряда, заслуженный летчик-испытатель Игорь Волк, считался, наверное, самым везучим из них. В 1992 году он попал в автомобильную аварию и лишь чудом остался жив. Волк умер лишь в январе 2017-го далеко от Родины, в Болгарии, не дожив до своего 80-летия.
В фильме будет все, и вмешательство иностранных спецслужб, и шпионов, любовь и предательство, и невероятные спецэффекты. Осталось совсем немного: найти средства для съемки фильма и кандидатов на роли главных героев. Отвечая на вопрос автора статьи, будет ли рассматриваться кандидатура Юлии Пересильд, Анатолий Феоктистов дипломатично ответил:
- А почему бы нет?