Как Фёдор Бондарчук стал Фёдором Конюховым
№ () от 24 октября 2023 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
На экраны вышел фильм Игоря Волошина «Повелитель ветра», в котором маститый режиссёр Фёдор Бондарчук сыграл знаменитого путешественника Фёдора Конюхова. Получился гибрид триллера о выживании и драмы о духовном поиске, который важно смотреть на большом экране. И в нём не бросаются в глаза родимые пятна, что преследуют большую часть фильмов, созданных при поддержке государства.
Старый опытный непоседа
«АН» подробно рассказывали, кто такой Фёдор Конюхов и почему им можно гордиться. В марте 2023 г. вместе с компаньоном Иваном Меняйло 71-летний Конюхов преодолел 2540 километров на пути из Мурманской области в Красноярский край на тепловом воздушном шаре, на 170 км обновив рекорд 30-летней давности японского пилота Мичио Канда. Оба героя рассказывали о происшедшем без нервов: «Шар вёл себя хорошо, никаких проблем. Горелки, мороз, кислород, погода – мы пролетали над плато Путорана – ночь, темно, турбулентность, низкая видимость». Большую часть пути воздухоплаватели преодолели за Полярным кругом, в «коридоре» 67–72 градусов северной широты, чего раньше никто не делал. И всё это, на секундочку, в открытой кабине на высоте 3–5 км при скорости за 100 км/ч. Попробовал бы кто-нибудь для сравнения постоять часок зимой на крыше обычной московской многоэтажки. А тут люди 60 часов не спали. И одному из них восьмой десяток.
Казалось бы, Конюхов всем давно всё доказал. Ещё в 1993 г. Фёдор стал первым из россиян, кому удалось выполнить программу «Большой шлем»: покорить Эверест, мыс Горн, Северный и Южный полюсы. С тех пор он совершил пять одиночных кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику и побывал на семи главных вершинах мира. Вроде пора уже подумать о кресле-качалке. Однако в 2019 г. Конюхов стал первым в мире человеком, переплывшим южную часть Тихого океана из Новой Зеландии до Чили на вёсельной лодке – на 27 тыс. км ушло 154 дня.
Выходец из архангельских поморов, Фёдор Конюхов первым получил звание «профессионального путешественника» ещё в Советском Союзе. В свою первую настоящую экспедицию Фёдор отправился в 1977-м: прошёл по маршруту Витуса Беринга под парусом из Архангельска в Тихий океан. В 1990‑м Конюхов решил, что он готов отправляться на Северный полюс один: 72 дня шёл на лыжах только в одну сторону. После этого Южный полюс был уже лёгкой прогулкой – 59 дней туда-обратно.
Для непосвящённого человека всё это не так уж сложно: иди себе да иди. Тем более сам Конюхов словно убаюкивает: «Идти к Южному полюсу легче и спокойнее, чем к Северному: нет торосов, открытых ледяных разломов, постоянной опасности попасть в полынью. Зато гораздо холоднее – постоянный ветер в лицо, не видно солнца. Температура достигала минус 53 градусов». Когда продукты кончились, Фёдор выковыривал изо льда водоросли, ел использованную заварку и снег.
Конюхов научился управляться со свободным аэростатом, ездить на собачьей упряжке и брать вершины в альпинистском снаряжении. И опять-таки гладко было на бумаге! Во время кругосветного путешествия на воздушном шаре в 2016 г. (именно эта история легла в основу «Повелителя ветра») Фёдор практически не спал 11 дней и 8 часов. Ведь нужно следить за приборами, иначе вздремнёшь на часок и проснёшься уже в лучшем мире. Готовясь к полёту, Конюхов оттачивал старинную монашескую технику бодрствования: брал двумя пальцами ложку. Чуть задремал – ложка с грохотом падала на металлический лист.
Ничего удивительного в приоритетах Конюхова нет. Ведь многие люди жить не могут без путешествий в новые страны. А некоторым необходимо просто куда-то ехать за рулём, чтобы за окном мелькали пейзажи, а километры асфальта наматывались на спидометр. Конюхов просто чемпион мира в этой страсти, которому перегрести Каспийское море на лодке проще, чем многим из нас съездить из Москвы во Владимир. Ведь его профессия и кредо по жизни называется «супергерой широкого профиля». И в сегодняшней России он такой один.
Пришёл, увидел, полетел
Идея снять «Повелителя ветра» возникла у Фёдора Бондарчука ещё пять лет назад. Он пробивал финансирование в Фонде кино, но случилась пандемия, и проект пришлось отложить. Более того, Бондарчук раздумал участвовать в фильме как режиссёр, пригласив не слишком титулованного Игоря Волошина. «Повелитель ветра» – это вовсе не байопик Конюхова. Фильм посвящён единственному кругосветному путешествию на воздушном шаре, когда герой задался целью побить рекорд британца Стива Фоссета, который с шестой попытки облетел планету за 13 дней. А Конюхов справился с первой за 11.
Фильм тоже стартует очень резво. От озвученной идеи полёта до взлёта аэростата с волком-одиночкой проходит около 20 минут, наполненных флешбэками из детства героя. Например, маленький Федя бросается в шторм к лодке, несмотря на запреты отца и слёзы матери: «Я хочу знать, что меня ждёт там. Неужели вам не интересно?» Бизнесмен Ракитин (Андрей Бурковский), которого Фёдор с сыном Оскаром (Евгений Ткачук) просят профинансировать экспедицию, прямо спрашивает, почему он должен платить за конюховский адреналин. В ответ путешественник только пожимает плечами, а Оскар замечает Ракитину, что тот просто мечтать не умеет. Деньги предприниматель даёт.
В жизни у Фёдора Конюхова большая семья с кучей внуков, а в фильме удел жены Ирины (Анна Михалкова) и детей – не стоять на пути у целеустремлённого скитальца, теребить в руках платочки и надеяться на мягкую посадку. Перед полётом Оскар срывается на отца, который не может хоть раз в жизни поговорить с ним по-человечески, но мыслями путешественник уже далеко. И сыну остаётся только помогать отцу с земли.
Зрителю переживать за Конюхова, может, и сложнее, раз он заранее знает, что всё закончится хорошо. Поэтому перед авторами «Повелителя ветра» стояла непростая задача – заворожить зрителя визуальными эффектами. Это скорее удалось: вид плотной перины облаков и раскатистых искр грозового циклона, в которую «выскакивает» шар с Конюховым, захватывает до мурашек. Зритель обречён представлять себя в роли идущего на грозу супергероя, у него нет шансов посмеиваться, глядя на это со стороны. А так и получилось бы, коли бы визуальные эффекты вышли неубедительными.
К счастью, авторам удалось избежать и набившей оскомину в кино темы превосходства России над реальными или воображаемыми соперниками из-за кордона. Наоборот, фильм снимался как будто в перестройку: шар для Конюхова строят в Бристоле, стартует и финиширует он из Австралии, а чиновники Уругвая в трудную минуту идут навстречу путешественнику и переживают за него.
Совершенно не продвигается иллюзия, будто все россияне похожи на Конюхова. Наоборот, в интервью Фёдор сетует, что не видит своих последователей: «У нас хорошие альпинисты, но у них нет амбиций покорить все восьмитысячники. С яхтами так же: сидят яхтсмены на Клязьме, водочку пьют. Но мы не сделали «Кубок Жюля Верна» – вокруг света под парусом за 80 дней. Спортсмены из Франции, Великобритании, США сделали такое. Я хотел бы, чтобы в этом списке была и Россия. Мне говорят: «А зачем?»
Сам Фёдор со школы знал, что будет путешественником, как Георгий Яковлевич Седов. А его одноклассники хотели стать космонавтами – как Юрий Гагарин. И не просто хотели, а готовились: занимались спортом, изучали созвездия. Сегодня Конюхов спрашивает школьников, кем бы они хотели стать: «Мне отвечают: «Решим после ЕГЭ». Сначала баллы. Но это неправильно». Впрочем, в «Повелителе ветра» нет глубоко логичного ответа, зачем сам Фёдор делает всё это.
Тут вспоминается фильм Антона Борматова про футбольных хулиганов «Около футбола», где люди со стороны тоже постоянно задаются вопросом, зачем талантливые храбрые парни колесят за командами по стране и бьют друг друга по голове. Но внятного ответа никто не даёт, поскольку его, похоже, нет. Просто с этой «темой» жить интересно, а без неё – нет. Конюхов в фильме тоже ничего объяснить не может, хотя авторы и вложили ему в уста пафосное: «Всё, что нам дано, – от Бога. Того, что не дано, нам не совершить. Но не совершить того, что дано, – грех». Гораздо больше на ответ похож финал картины, когда Конюхов, едва приземлившись, отмахивается от вопросов про самочувствие и рисует макет новой лодки.