Аргументы Недели. Петербург → Кино 13+

На российских каналах стартовал новый сериальный сезон

, 18:01

На российских каналах стартовал новый сериальный сезон
Фото: pxhere

На каналах стартовал новый сезон, и телевещатели начали конкурировать между собой. Производители контента приступили к выпуску сериалов в жанре мелодрамы, применяя все более изощренные приемы при их создании.

Как, например, поступил наш самый первый канал имени К.Л. Эрнста. Его боссы предложили насладиться сериалом «Спроси Марту». Режиссёром выступила Флюза Фархшатова, уже набившая руку на «варении» экранной продукции сериального формата. В главной роли адвоката-феминистки – ещё не успевшая надоесть публике хорошая актриса Ольга Сутулова. Правда, тизеры грядущей премьеры напоминают одну заокеанскую продукцию под названием «Как избежать наказания за убийство», и сам сериал был готов уже как три года тому назад. Однако всё же стоит обратить на него внимание, так как, пожалуй, это единственный на сегодняшний момент сериал, в основе которого – случаи из реальной (надо думать) жизни. Да и на умных женщин посмотреть не грех.

Впрочем, прекрасные дамы продолжат свой марш на телеэкранах. Здесь и бодрая компания сотрудниц отдела шифрования из одноимённого ретросериала «Шифр-4». Правда, квартету подруг по жизни должно быть немало лет, но режиссёр проекта Вера Сторожева никак не даёт им состариться. А потому они бодро щёлкают любые криминальные загадки как сюжетные орешки, ибо дамы подобрались такие, что палец в рот им не клади.

Увы! По известным трагическим обстоятельствам из проекта ушёл навсегда Сергей Пускепалис. Зато мы посмотрим, как четвёрка следовательниц-любительниц продолжит своё триумфальное шествие на ниве экранного Закона. А приём «ретро» выручит создателей ввиду трудностей с реконструкции бытовых примет ушедшей в прошлое натуры.

Думаю, что некоторую моральную поддержку им окажет полковник Александра Кушнир (она же – Анна Банщикова), в новой порции сериала «Ищейка». Правда, и здесь нас с вами ждут сюрпризы. Истребив криминал в Геленджике, героиня перебирается в Сочи и там начинает практически заново строить свою карьеру.

Посмотрим, как у неё это получится, и заодно узнаем – избавится ли она, наконец, от привычки постоянно поглощать сладости. Обаяние исполнительницы главной роли – залог зрительской популярности заимствованного «у них» формата, но в этом, как мне кажется, и есть смысл любого сериального «мыла». Нам важны персонажи из реальности, а не из голов очередной группы драмоделов-сценаристов.

И здесь мне с сожалением приходится вспомнить о том случае, когда любопытное и оригинальное литературное сочинение современного российского автора пало настоящей жертвой телевизионщиков. Речь идёт о сериале «Библиотекарь», поставленном режиссёром Игорем Твердохлебовым, имеющим неплохой послужной список в этой сфере («Мажор», «Триггер»). За основу нового сериального проекта был взят одноимённый роман российского писателя Михаила Елизарова, который в 2008 году получил престижную премию «Русский Букер».

Некоторую надежду на занимательное зрелище внушал подбор актёров на главные роли: Никита Ефремов, Евгения Дмитриева, Андрей Мерзликин, Михаил Трухин. Увы! Надежды так и остались надеждами. Интеллектуальную шараду на грани пародии создатели сериала превратили в кровавую бойню, пытаясь в определённом смысле даже превзойти пресловутые «Игры престолов». Но кровь забрызгала смысл первоначального литературного первоисточника в прямом и переносном смысле. И если не знать, что сериал снят «по мотивам» (так указано в титрах), то его вполне можно смотреть как некое визуальное развлечение в стилистике компьютерных игр.

Но к роману он не имеет абсолютно никакого отношения. Кроме названия. Так, в очередной раз нам показали выдуманную жизнь и миф о всесилии книг и литературы.

И всё же есть и на этом сериальном поле всходы, которых мы ждали с нетерпением. Речь идёт о завершающем сезоне проекта «Контейнер» режиссёров Максима Свешникова и Алексея Ляпишева. Эффектная концовка второго сезона смутила и оставила в растерянности подавляющее большинство поклонников сериала о суррогатном материнстве. Захотелось узнать: а чем всё закончится? Узнаем. И это, надеюсь, будет также интересно с точки зрения житейских коллизий, которых было полным-полно в первых двух сезонах. И хотя ясно, что не каждый день мы знакомимся с суррогатными матерями и их заказчиками, но некоторая поучительная дидактика в виде лозунга «Не повторяйте чужих ошибок!» превратила полудетективное зрелище в некую мрачноватую мелодраму с неизвестным нам (пока) исходом.

Хотя всем очевидно, что чаще всего люди учатся на своих ошибках, а не на чужих.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram