Арнольд Шварценеггер снялся в шпионском сериале
№ () от 19 сентября 2023 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
Если кто-то думает, что 76-летний Арнольд Шварценеггер давно ловит мух в богадельне, то плюньте ему в жестокую душу, как говорят в Одессе. Непробиваемый Шварц только что вспомнил молодость в 8-серийном сериале «Фубар» – шумной шпионской сказке Netflix, стилизованной под 1990‑е, когда мы наслаждались его бронебойным обаянием в «Коммандо» и «Терминаторах». И хотя к качеству фильма есть вопросы, просмотр «Фубара» становится целебен уже при одном взгляде на родное лицо протагониста, гарантирующее победу добра над злом.
«Фубар» – акроним военного термина F...ked Up Beyond All Recognition, что значит «безнадёжно потеряно». Он применим и к множеству остросюжетных ситуаций, из которых, кажется, нет выхода, и к отношениям героя с близкими ему людьми. Спецагент ЦРУ Люк Брюннер (Шварценеггер) – супермен и неисправимый лжец со стажем. Мужику по сюжету уже 65 лет, и первый же «фубар» случается с ним на второй минуте фильма: его держат на мушке злые отморозки, язвительно интересующиеся, на что он вообще рассчитывал, явившись к ним в одиночку. Брюннер спокойно объясняет: «Получить координаты, убить вас всех и уйти», после чего воплощает сказанное в жизнь с завидным для пенсионера проворством.
Но как такой ловкий парень умудрился запороть главный проект своей жизни – семью? Долгие годы Люк лгал родственникам, что держит магазин с товарами для фитнеса, и постоянно ездил в таинственные командировки. И хотя впрямую он ни разу не запалился, жена от него ушла, а сын и дочь дистанцировались. А он всё в стрелялки не наиграется. Но вот наконец после 40 лет службы Брюннер готовится к выходу на пенсию, планируя купить яхту и с её помощью вернуть бывшую жену Талли (Фабиана Уденио). Но долгожданные каникулы откладываются: в Колумбии оказалась на грани провала агентша по кличке Панда. Времени в обрез, а помочь ей проще всего Брюннеру, поскольку он давно знаком с торговцем оружием Боро Полонией, к которому Панду внедрили.
И кого он видит на месте? Свою ненаглядную лапочку-дочку Эмму (Моника Барбаро), которая, в его понимании, трудится где-то в зарубежной гуманитарной миссии. Мало того что Эмма хлещет ром из горла и укладывает на ринге здоровенных громил, так она и с подонком Боро (Габриэль Луна) состоит явно не просто в дружеских отношениях, хотя где-то в Калифорнии её ждёт законный муж – добродушный тюфяк Картер (Джей Барушель). И хотя сам Люк на заданиях верностью супруге никогда не заморачивался, моральный облик дочери возмущает его до глубины его раскачанной грудной клетки.
В общем, пенсии Брюннер сказал немножечко подождать и начал вести активную, но несколько запоздалую воспитательную работу, попутно участвуя вместе с дочкой в куче кровавых оперативных мероприятий, как и положено, оставляя после себя горы трупов плохих парней. Боевик тут срастается с комедией до уровня гротеска. Жанр, конечно, не новый. Вероятно, наиболее удачная попытка показать суть супружеских отношений через призму тайной жизни четы была предпринята 18 лет назад в фильме Дага Лаймана «Мистер и миссис Смит», где Брэд Питт и Анджелина Джоли (поженившиеся вскоре после премьеры) играли супругов-киллеров, скрывающих друг от друга своё ремесло. Но, получив заказ друг на друга, они демонстрируют всю гамму ревности, соперничества и страсти, на которую способны только примерные семьи.
В «Фубаре» похожим образом отыгрывают все нюансы проблемы отцов и детей. Ворчливый спецагент рекомендует дочери (тоже агенту-убийце) не носить обтягивающие платья, запрещает пить, курить и ввязываться в перестрелки. Он даже посещает вместе с ней психотерапевта от ЦРУ. Но поскольку мир постоянно нужно спасать, времени на разговоры со специалистом у них немного, и отношения приходится выяснять то на крыше поезда, то во время уличной автомобильной погони. И эти диалоги даже интереснее самого экшена. Даже с учётом того, что финал фильма со Шварценеггером не таит особой загадки: папа с дочкой завалят вместе полсотни злодеев, поймут и простят друг друга. Люку даже придётся помогать Эмме парить мозг Картера, а шутки над снобизмом белых гетеросексуальных мужчин составляют основу юмора «Фубара». Хотя эйджистских острот тоже немало: соратники так часто глумятся над возрастом Брюннера, что даже зрителю хочется перебить их одной длинной очередью.
Впрочем, второстепенные персонажи из команды Люка неплохи, хотя с ними нарастает противоречие. С одной стороны, толстая лесбиянка Рут (Фортун Феймстер), накачанный плейбой Алдон (Трэвис ван Винкл) и стереотипный гик-технарь Барри (Милан Картер) окончательно убеждают, что перед нами комедия. С другой – трупы плохишей вполне реальны, а агенты ЦРУ могут запросто отключить в допросной видеокамеры и начать по-взрослому пытать подозреваемого. Создаётся впечатление, что, получив на руки звёздный козырь в лице Шварценеггера, создатели фильма расслабились, перестали искать нестандартные сюжетные ходы и вообще следить за соразмерностью эпизодов картины. При этом в «Фубаре» развитие действия настолько предсказуемо, что сценарий, кажется, писала нейросеть.
Но ни шаблонность, ни затянутость действия, которое растащили на целых восемь часов, неспособны испортить ностальгической неги от возвращения супергероя из безоблачного детства. И хотя наживаться на этом меркантильно и даже бессердечно, Люка Брюннера прощают даже бывшая жена с детьми. А когда герои попадают в молдавскую больницу и удивляются отсутствию персонала, сценаристы поражают знанием постсоветской действительности: «Здесь бесплатная медицина, и врача нужно ждать несколько часов».