Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Кино № 32 (878) 16–22 августа 2023 13+

Главный приз кинофестиваля «Выборг-2023» получил фильм «Свет»

, 18:53 , Кинокритик, тележурналист

Главный приз кинофестиваля «Выборг-2023» получил фильм «Свет»
Кадр из фильма «Нина» Оксаны Бычковой

Старейший фестиваль отечественного кино «Окно в Европу», ставший в этом году фестивалем «Выборг», по предложению губернатора Ленинградской области Александра ДРОЗДЕНКО совершил ребрендинг и вернул себе старое название. «Пётр Первый открывал это окно, не нам его закрывать», – сказал губернатор.

Самое большое количество призов собрала картина Антона Коломееца «Свет» с Еленой Яковлевой в главной роли. Фильм получил главный приз фестиваля и награду за лучший актёрский ансамбль. Плюс – приз зрительского голосования в номинации «Выборгский счёт», который с этого года носит имя Армена Медведева, стоявшего у истоков фестиваля. Новым президентом отныне будет режиссёр Сергей Урсуляк («Тихий Дон», «Долгое прощание», «Жизнь и судьба»).

В картине «Свет» чудесным образом переплелись печаль и надежда в двухъярусной конструкции, в которую режиссёр помещает свою героиню. Елена Яковлева служит социальным работником, готовится отметить своё шестидесятилетие, общается со старушками, короче, служит добру, ведёт ничем особенно не примечательную жизнь. От неё исходит тепло, она сглаживает шероховатости, старается всех примирить.

Но судьба заставляет её погрузиться в воспоминания о своей ранней юности. Действие переносится в 70-е годы, тщательно воссозданные визуально, с точностью деталей, чтобы передать зрителю атмосферу тех лет. Когда горячо предавались дружбе две девушки – Татьяна и Марина, уверенные, что дружба больше, чем любовь. Но, как говорится, «никогда не говори «никогда». Теперь, дойдя до солидного рубежа жизни, героине этой мелодрамы Татьяне Сергеевне придётся перенестись в прошлое, которое напрасно хотела забыть. Кино вполне зрительское, о чём и говорит расклад призов.

Приз имени Армена Медведева в номинации «Выборгский счёт» получил и фильм «Нина» Оксаны Бычковой со звёздами Юлией Пересильд, Евгением Цыгановым и Кириллом Кяро в главных ролях. Оксана не новичок в кино. Она триумфально стартовала в нём в 2006 году картиной «Питер FM». На этот раз её история претендует на некую притчу. Юлия Пересильд играет в фильме новый для себя характер, который должен пережить несколько состояний. Сперва она благополучный логопед, верная жена своего мужа (К. Кяро). Но вот звонит из Тбилиси бывший возлюбленный Руслан, который смертельно болен (Е. Цыганов), и просит навестить его напоследок. После некоторых колебаний она соглашается с разрешения мужа, который ей пока доверяет.

И вот героиня в Тбилиси встречается с Русланом, естественно, не обходится без кавказских застолий, где, на мой взгляд, не без ущерба для динамики фильма массовка пьёт вино, говорит тосты, поёт протяжные песни. Создаётся впечатление, что героям особо нечего сказать друг другу. Героиня Пересильд старается держаться на расстоянии от своего бывшего, да и предчувствие скорой смерти вызывает у него недобрую иронию. Когда же он познакомится со случайным молодым знакомым Нины, что-то похожее на ревность начнёт прорастать в его душе. Он везёт Нину в горы на стареньком автомобиле и во время прогулки падает почти замертво. Связи нет, и Нина бегает в отчаянии вдоль каньона, издавая истошные звуки. Как они доберутся до избушки с доброй бабой ягой, остаётся за кадром, а в кадре бабка укладывает на ночь их в одну кровать, и Нине, которая останется верна своему мужу, придётся выслушать от Руслана много несправедливых гадостей про её немолодое тело и про то, что он её никогда на самом деле не любил. Нина отбивается от него и в рыданиях встречает рассвет на завалинке.

Здесь авторы забывают про Руслана. Как Нина доберётся до рынка, где познакомится с привлекательным молодым человеком, останется за кадром. Главное – по логике развития сюжета уже понятно, чем закончится их прогулка по старому городу. Странным мне показался финал картины, но об этом по понятным причинам промолчу. Добавлю, что картина понравилась представителям Гильдии кинопродюсеров, вручивших ей свой традиционный приз.

Интересный фильм снял Юрий Мороз. Называется – «Лунатики», про непростой выбор, который стоит перед героиней фильма телепродюсером Ренатой, чей сын стал безнадёжным наркоманом. Известный музыкант Никита со своей девушкой, которая разделяет его зависимость, довольно стильная пара. Мать пытается воздействовать на сына и через неё. Но бесполезно. Никита живёт в параллельном мире, где на день рождения бабушке может подарить свой глюк в виде индийского живого слона, который совершает путешествие перед её домом в сопровождении танцующих гостей.

Мать уже отчаялась найти выход, но всё же находит: она инсценирует похищение Никиты, чтобы в бессознательном состоянии доставить его в экспериментальную клинику, где при помощи новейших компьютерных систем кодирования можно перепрограммировать человека. Он перестанет быть зависимым, но при этом утратит свою личность. Это будет чисто биологический сын, который получит другую фамилию и даже свидетельство о контузии во время военной операции. Но он не должен видеть больше никого из близких. Выбор перед матерью вполне античный: спасти сына как человеческую особь, не знающую родства, или продолжать мучиться, но иметь возможность всё-таки с ним общаться как с сыном. Дело о похищении по заявлению Никитиной девушки попадает к следователю, расследование которого постепенно приоткрывает завесу тайны. Фильм вполне зрительский, но, как видим, оказался вне призовой политики фестиваля.

«Окно в Европу» традиционно позволяет себе вводить в программы экспериментальное кино. На сей раз таким экспериментом стал местами психоделический, местами затянутый фильм Романа Михайлова «Отпуск в октябре». Писатель, режиссёр, автор 5 фильмов, 7 книг и более 10 спектаклей, своим новым фильмом погружает нас в атмосферу съёмок русской части болливудского фильма, где-то в туманных пригородах Петрозаводска, куда попадает актриса второго плана (Мария Мацель). Не буду пересказывать сюжет, потому что его нет, а есть набор эпизодов на 113 минут, в которые попадает девушка. Обращу внимание на один из них.

Лектор (Владимир Куликов) представляет узкому кругу актёров видеозапись своих размышлений о плёнке «Свема», на которую советские секретные химики наносили, оказывается, специальную эмульсию, дающую во время трансляции эффект зомбирования зрителя советскими ценностями. Группа артистов свободное время проводят в просмотрах фильмов 70-х годов, увлечённые открытием, которым с ними поделился лектор.

Кстати, я этого лектора помню прекрасно. Он у меня в программе с народным названием «Ленин – гриб» комментировал теорию Курёхина и даже приводил убедительные доводы относительно космического происхождения мухоморов. А тут «Свема». Актёры разыгрывают роли, которые накануне увидели в эпизодах из советских фильмов. Причём просмотр происходит именно на плёнке «Свема». Жалко только, что она, вопреки профессору, на них никак не действует. А зря, в «Отпуске» бы появился парадоксальный, но смысл. Впрочем, синефилам фильм и так понравится, ведь как приятно расшифровывать цитаты из мастеров, да и просто окунуться в атмосферу ни на что не похожей съёмочной площадки.

А сейчас я прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели», до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram