Сериал «Король и Шут»: прекрасно, да не всё
19 мая 2023, 10:02 [«Аргументы Недели», Сергей Рязанов ]
Многосерийный фильм о группе «Король и Шут» вышел больше месяца назад, а споры о нём никак не утихнут. Вставлю и я свои пять копеек. Аккуратно вставлю. Даже без существенных спойлеров.
Михаил «Горшок» Горшенев – далеко не первый наш рокер, умерший молодым. Уж если выбирать наиболее культового, так это Цой. Однако судьба Цоя и его группы не столь интересна, не столь рок-н-ролльна для рок-стори. Да, он умер рано и был на момент смерти моложе Горшка, однако смерть его случайна, она никак не вытекала из его характера, пристрастий, жизненной философии (мистические и конспирологические версии его гибели благополучно опустим). Кстати, молва очень хотела, чтобы было наоборот: в первые дни после трагедии циркулировали слухи, будто Цой разбился на мотоцикле, – хотелось, чтобы между смертью Цоя и его натурой, его свободолюбием, была связь. Но нет, связи не было.
С Горшком всё иначе. "Секс, драгз, рок-н-ролл", "живи быстро – умри молодым". Напрашиваются аналогии с Хендриксом, Моррисоном, Кобейном... Эти, правда, умерли сильно раньше, им было по 27 (отсюда и возникло понятие "Клуб 27"). Горшку же было 39 – и, пусть смерть его не похожа на суицид, известно, что он не хотел сорокалетия. Не хотел "старости". Однако никакого гимна этому саморазрушению, этому "умри молодым", как, например, у группы Louna в песне с характерным названием "Штурмуя небеса", – в сериале нету. Наоборот, в одной из первых же сцен этому пути даётся нравственная оценка, и даже не просто нравственная, а на космологическом уровне света и тьмы, добра и зла. И оценка эта... чуть ли не приговор.
А главное, дело не только в истории Горшка – дело в истории «КиШ». Группа, конечно, всегда ГРУППА, но зачастую – с одним-единственным лидером. А «КиШ» – это прежде всего история тандема, непростых взаимоотношений Горшка и Князя – соратников и соперников, сколь ярких, столь же и разных людей. Панк-угар одного и лиризм другого, порывистость и аккуратность, безбашенность и рассудок – всё это сочеталось и боролось, служило основой группы и вело её к распаду. И в сериале это показано лучшим образом.
Но и без огрехов не обошлось. Некоторые сюжетные линии обрываются, повисают в воздухе, и непонятно, зачем вообще было их затевать. Не показали, например, как разрешилась ссора между Горшком и Князем по поводу альбома «Бунт на корабле», когда Горшок не позволил Князю писать для новой пластинки музыку, а Князь в ответ отказался писать тексты. Разрешилось хорошо: Князь в итоге писал для альбома и тексты, и музыку, но зритель этого не увидел.
Или, например, неясно, для чего в сериале персонаж Гордеев, директор группы: ярко показан его приход в «КиШ», затем его роман со скрипачкой группы Машей, и никак не показан его разрыв с коллективом, когда музыканты обвинили директора в утаивании и присвоении общих денег. Такой вот облом для зрителя «в теме», который в курсе этой истории и ждёт, что вот-вот увидит её. Кстати, кастинг на роль скрипачки абсолютно провальный. Маша была (и ретроспективно остаётся) красивейшей женщиной русского рока – группа «Наив» даже посвятила ей песню. И не упрекайте меня в бестактности по отношению к актрисе, потому что для актрисы внешность – качество профессиональное.
Подытожу так. В целом – хорошо. Но можно лучше. Но всё равно хорошо.