В сериале «Последние из нас» на территории Северной Америки нет США
№ () от 28 марта 2023 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]
Телеканал HBO представил первый сезон сериала «Последние из нас» (The Last of Us), считающийся одной из самых ожидаемых премьер 2023 года. Почему же её так ждали? Картину сняли по какому-нибудь нашумевшему бестселлеру? Всё гораздо хуже: по популярной видеоигре. Для многих немолодых людей, никогда не державших в руках джойстик, это уж слишком. Но голливудских продюсеров не просчитаешь: они могут «Анну Каренину» превратить в трагифарс, а Ромео и Джульетта у них выйдут детьми мафиози, газующими по Вероне на «мазерати». Вот и «Последние из нас» из «ходилки» на фоне зомби-апокалипсиса превратился в сильную добротную драму.
Вообще экранизация видеоигр – серьёзный вызов, который ещё никому не приносил оглушительного успеха. Известны три крупнобюджетные студийные постановки: «Принц Персии: пески времени», «Варкрафт» и «Кредо убийцы». И всё мимо кассы. А значит, и продолжения, на радость продюсера превращающего фильм в крепкую франшизу, не последовало. Типаж зрителя, который идёт в кино, чтобы смотреть на большом экране любую ахинею, если там есть «крутые съёмки», оказался не таким уж распространённым. Неудивительно, что создатели «Последних из нас» решили зайти с других позиций: увести историю в формат сериала, чтобы вдоволь заняться раскрытием сложных, но симпатичных характеров.
Действие игры происходит в постапокалиптическом будущем на территории Америки спустя 20 лет после глобальной пандемии, вызванной мутировавшим грибком кордицепсом. Сюжет посвящён путешествию главных героев – матёрого контрабандиста Джоэла и девочки-подростка Элли: то они в метро, то в лесу, то на парковке. Игрок руководит Джоэлом, который периодически должен защищать Элли от всякой заражённой нечисти или переправлять не умеющего плавать тинейджера через реку с помощью подручных средств. В то же время игра содержит и мирные эпизоды, в которых отсутствуют противники: в них персонажи исследуют мир или беседуют друг с другом. Похоже, именно за эту размеренность «Последние из нас» и полюбились: за пять лет только официально продано более 17 млн копий игры. В мире, где ходилок-стрелялок пруд пруди.
В творческом ядре сериала создатель игры Нил Дракманн объединился с шоураннером «Чернобыля» Крэйгом Мэйзином. На роль Джоэла позвали Педро Паскаля, прославившегося ролью харизматичного агента УБН Пеньи в сериале «Наркос». А Элли исполнила 19-летняя британка Белла Рэмзи, «выстрелившая» в небольшой роли в «Игре престолов», где и помимо неё было на кого посмотреть. Критики, до небес расхваливающие «химию» исполнителей главных ролей, пишут, что они «затмевают собой всё». Паскаль играет неразговорчивого брутального одиночку, который потерял единственную дочь и пережил попытку самоубийства, а сквернословящая с широко открытыми глазами бойкая Рэмзи является для него идеальным фоном.
По сюжету никаких США в Северной Америке уже нет. Есть отдельные очаги цивилизации, где нет заражённых, а жители пытаются выживать в карантинной зоне под надзором федерального агентства по урегулированию стихийных бедствий (FEDRA). Но кое-где федералы учинили настоящую диктатуру, и им противостоят повстанцы из «Цикад», которые тоже имеют свойство превращаться в неконтролируемые банды. Как и религиозные общины с харизматичными лидерами во главе. В этом нестабильном мире сироту Элли цапнул за руку один из заражённых, но она почему-то не превратилась в зомби, как это происходило в других известных случаях. Её рана затянулась, а у ответственных граждан в Бостоне появилась надежда, что если переправить Элли в одну крутую лабораторию на другой конец страны, то на основе её крови можно будет смастерить лекарство для всех выживших.
Вроде бы избитый сюжет, где зачерствевший старик-убийца обретает родную душу в разбитной юной попутчице. В фильме «Дитя человеческое» в похожую миссию отправлялся Клайв Оуэн, в «Дороге» – Вигго Мортенсен, в «Логане» – Хью Джекман. Но создателям «Последних из нас» не пришлось навязывать зрителям своих героев. Наоборот, многие фанаты игры садятся к экрану, чтобы придирчиво сверять её детали с сериальными: например, те ли часы дарит Джоэлу его рано погибшая дочь Соня. Сценаристы не делают акцент на действии, а эпизодов с нападающими на героев зомби неожиданно мало (правда, сняты они блистательно).
Из девяти серий некоторые вообще представляют собой так называемые «бутылочные эпизоды» – короткометражки, которые никак не работают на движение сюжета. К примеру, третий эпизод рассказывает возвышенную историю бирюка Билла, который попытался было отгородиться от всех невзгод изменившегося мира забором своего дома. А в восьмой серии Элли с подругой Райли переживают что-то вроде рождения души среди игровых автоматов заброшенного торгового центра.
И нельзя сказать, что создателям сериала некуда экранное время девать. В частности, финал получился скомканным, поскольку кульминационные сцены явно пришлось загонять в прокрустово ложе хронометража. Но это не портит общего позитивного ощущения от фильма. Скорее он напоминает нам, что в жизни процесс важнее, чем результат.