На «Кинопоиске» завершился показ сериала «Фандорин. Азазель», снятого по роману Бориса Акунина. А всего каких-то 20 лет назад Александр Адабашьян уже произвёл недурной «Азазель» с Сергеем Безруковым и Мариной Неёловой! Чтобы утереть злопыхателей, создатели перенесли действие в альтернативную Россию: на дворе 2023 год (у Акунина был 1876-й), большевистского переворота не случилось, империя процветает, а на престоле по-прежнему династия Романовых – император Николай III.
Поначалу интересно. Сюжет развивается не в Москве, а в Петербурге, где по-прежнему стольный град. За привычными рядами дворцов вдоль Невы на месте Марсова поля колосятся небоскрёбы а-ля Дубай, которые так нарушают высотный регламент, что у петербуржцев аж зуб крошится. Но высотки призваны подчеркнуть мощь империи, явно идущую в лидерах технологической революции: народ пользуется модными смартфонами локального бренда, ездит на навороченных «руссо-балтах», а фоточки о своей жизни постит в доморощенной соцсети «Портретъ». За порядком следят роботы-городовые с встроенной программой распознавания лиц, а в офисе полицейского управления стоит экспериментальная машина с ИИ под названием «Мёбиус», которая должна предсказывать ещё не случившиеся преступления.
Но вся структура общества – дореволюционная. Табель о рангах, статских и титулярных советников никто не отменял. Военные, полицейские, студенты носят старомодные кители и обращаются друг к другу «сударь» или «государь». Но остальные горожане одеты современно, в шорты и кроссовки, отчего госслужащие на их фоне выглядят нелепо, будто ряженые «петры» и «екатерины», предлагающие сфотографироваться с ними на Дворцовой площади. А смотрящие со всех вывесок еры (дореволюционные Ъ) только добавляют этому миру шизофренический налёт.
Несомненная удача фильма – невротичный закомплексованный царь Николай Павлович (Максим Матвеев, обычно играющий альфа-самцов), путающийся в словах и извиняющийся перед подданными за причинённые неудобства. Находиться на публике и решать государственные дела он не любит и не умеет, предпочитая рассекать в шортах и шлёпанцах по своим покоям в Зимнем и играть с камердинером в компьютерную «Лапту» под пиво с чипсами. Политическая конкуренция в империи представлена двумя антагонистами: премьер-министром Дмитрием Орловым (уморительный Евгений Стычкин) и главным силовиком великим князем Михаилом Юрьевичем (Игорь Черневич). Последний требует немедленно вмешаться в войну в Персидском заливе, чтобы защитить наших стратегических союзников, но премьер искусно склоняет императора в пользу одной лишь отправки гуманитарной помощи. Правда, когда Михаил Юрьевич всё-таки показывает на Ближнем Востоке кузькину мать, государь реагирует вяло – не до того ему.
Однако у авторов «Фандорин. Азазель» неважно получается задать систему координат, в которой у них происходит действие, как успешно сделали, к примеру, создатели «Игры престолов». Совершенно непонятно, какой путь Россия прошла за 70 лет без советской власти. Мы знаем только, что Ленин умер в Аргентине и ему там соорудили мавзолей (неплохая, кстати, шутка). Но была ли Вторая мировая война? Существуют ли Запад и НАТО, кто нам друг и кто враг? Как устроена сама Россия? Если в фильме показана конституционная монархия на европейский манер, то почему премьер согласовывает с царём каждый чих? А если сохранилось самодержавие, то почему государь так преступно расхлябан?
На фоне этой неопределённости 20‑летний идеалист Эраст Фандорин (Владислав Тирон) тянет лямку на низшей ступени в петербургском сыскном управлении. Но юноша, что называется, «с шилом». Вот говорит ему многоопытный начальник Ксаверий Феофилактович Грушин (похудевший Александр Семчев), что самоубийство в Летнем саду и несчастный случай рядом на Фонтанке между собой не связаны и криминалом не пахнут, а Фандорин копытом землю роет. Грушин плюнул и отпустил ему поводья, а смышлёный паренёк и вправду многое нарыл – вышел невзначай на след тайной организации «Азазель». С ней каким-то образом связана томная певица Амалия Бежецкая (Милена Радулович), от которой без ума все мужчины вокруг, включая императора Николая.
Конечно, создатели нового «Азазель» плясали от старого фильма Адабашьяна. Тот был слишком академичным и «правильным». Выросший на русской классике режиссёр сосредоточился на деталях: за окном александровской Москвы кричат петухи, Грушин неспешно уплетает слойки с чаем. Прелесть актёрской игры и раскрытие характеров часто идут в ущерб развитию детективной составляющей. Писатель Акунин сочинил и сценарий фильма, а потому выделил то, что ему самому казалось важным.
Автор объяснял, что центральный персонаж его романа – не Фандорин, а леди Эстер, директриса детского закрытого пансионата, где воспитывают гениев и вундеркиндов по особой методике. Она же по совместительству создатель «Азазель». Основная идея книги, по мнению автора, заключается в том, что мир населён «непроснувшимися людьми» и несостоявшимися жизнями: «Нас в детстве никто не учит самому главному: как расправить крылья и взлететь. А большинству даже не рассказывают, что у человека вообще есть крылья. Мне захотелось придумать систему воспитания, при которой полёт неизбежен».
В новом фильме акценты совсем другие. Здесь очень бодрый монтаж, и зритель часто не успевает за поворотами сюжета. Многие персонажи остаются нераскрытыми. Никакой сложности и рациональности, позволившей столь многого добиться, в нынешней леди Эстер (Марина Игнатова) нет. Ряд персонажей картины напоминают брошенных детей: сценаристы породили их, а потом оставили в беспомощном состоянии на произвол судьбы. Разухабистый гусар Зуров (Артём Быстров) – это современный Долохов в родной стихии: покер, ставки, ва-банк, русская рулетка с одним патроном. Но сценаристы отвели ему незаслуженно скромную роль в развитии сюжета. Грозен и взрывоопасен бритый художник-акционист Виктор Ульянов (Евгений Серзин), образ которого создан под влиянием Петра Павленского. Но авторы фильма «слили» и его.
Понятно, что в шесть серий не впихнёшь «невпихуемое», какими-то линиями романа придётся пожертвовать. Но грустно, что в приоритете у режиссёра Нурбека Эгена оказалась сопливая мелодрама, в которой Фандорин отбивает юную княжну Елизавету фон Эверт-Колокольцеву (Мила Ершова) у её скучного бойфренда Глеба. Ладно бы ещё у гусара Зурова – хоть было бы на что посмотреть.
Среди ролей «Фандорин. Азазель» самая, вероятно, сложная задача стояла перед Миленой Радулович. Её Амалия – не просто роковая женщина. Это Клеопатра и Настасья Филипповна в одном флаконе. Тут и природная власть, и пережитая боль, и благородное сумасшествие, и шарм, бьющий навылет. Актрис, способных поднять такую роль, во все времена было немного. Молодая сербская исполнительница тоже не справилась, хотя и старалась. Но тут не вывезла бы даже Юлия Борисова, блестяще отыгравшая Настасью Филипповну в «Идиоте» Ивана Пырьева в 1958 году, если бы режиссёр так укоротил её роль. Зрителю непонятно даже, ради чего тут молодые миллионеры стрелялись, а государь-император с бутылкой вискаря бродил по Зимней канавке, пока охрана перекрывала соседние улицы, на которые его могло понести.
Зато образ динамичной России будущего авторам скорее удался. Пусть он вышел скомканным и не вполне логичным, в нём квартирует мечта – как приобщиться к новому, не утратив родной сердцу старины. Чистотой помыслов и определённостью поступков Фандорин похож на юнкера Толстого из «Сибирского цирюльника», но при этом пользуется Интернетом и гоняет на мотоцикле, как Джеймс Бонд. Он жизнелюбив, имеет планы, но готов пустить пулю себе в голову, раз проиграл её в карты. Где логика, где разум? Но как же здорово, что настоящие герои устроены именно так.