30 января исполнилось 100 лет кинорежиссёру Леониду Гайдаю. С одной стороны, он автор десятков кинохитов, с другой стороны, он парадоксальным образом – самый неизученный советский режиссёр.
Гайдай очень многое успел. Но у безыдейного многостаночника такой биографии не могло быть априори. Скорее Гайдай лавировал между Сциллой цензуры и Харибдой низкого жанра, стараясь не скатиться до потакания начальству или агрессивному большинству. Хотя и у него были фильмы, о которых он не любил вспоминать.
До поступления во ВГИК Гайдай работал в театре осветителем – влиятельных покровителей у него не было. Гайдай нашёл свою нишу: ему импонировало обаятельное безобидное жульё. А власти не видели в его героях крамолы, хоть это и люди вне системы. Зато народу нравится, и он валом прёт в кинотеатры. Гайдай помог советскому человеку «переключиться» с серьёзной до оскомины идеологической галиматьи на развлекуху «со смыслом».
Нет, Гайдай не был диссидентом от кино, он не подрывал основ строя. Но он скептически смотрел на советского человека, маскируя сатиру безобидным юмором. Власти только ещё соображали, что после трудовых будней у простого советского человека наступала душевная пустота, не компенсируемая уже никакими мечтами о светлом будущем или коммунистической идеологией. Популярность фильмов Гайдая отразила стремление людей заполнить эту пустоту советским вариантом dolce vita: рестораны с дичью, этнографические экспедиции, мечты о выигрыше «жигулей» в спортлото. Вожди поморщились, но махнули рукой.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».