Телеканал ТНТ представил второй сезон сериала «Игра на выживание», ставшего хитом 2020 года. Мягко говоря, новый продукт не смог развить успех. Скорее он вызвал озадаченность: как продюсеры вообще решились представить зрителю настолько халтурную картину, досмотреть которую до конца возможно только ради написания рецензии. К счастью, во втором сезоне всего 8 серий (в первом было 16), и он не успевает сильно замучить зрителя.
Разумеется, косяки можно найти практически в любом телепродукте. Первая «Игра на выживание» без них тоже не обошлась, но искать их совершенно не хотелось. Создатели (Юрий Сапронов и Вячеслав Яковлев) сумели сделать вкусный салат из грамотно подобранных ингредиентов: крепкий сценарий, вдохновенная игра актёров, роскошная операторская работа «в дебрях сказочной тайги».
Сюжет не новый: 16 участников с ведущим (Игорь Верник) отправляются в Сибирь на съёмки шоу «Выживший». Их делят на две команды, но победителем должен стать только один участник. Как и в чём именно им предстоит соревноваться, толком не уточняется: дескать, будут некие испытания, в которых верх одержит «тот, кто останется человеком».
Уже на следующее утро начинается трэш: съёмочная группа исчезает, а кто-то из участников даже видит трупы её членов в огромной яме. Следом на «выживающих» нападают вооружённые беглые зэки: льётся первая кровь, а одну из девушек долго и натуралистично насилуют у всех на глазах. Тем не менее нельзя сказать, что первая «Игра на выживание» – чернушный сериал. Как раз наоборот: он про человечность, про характеры, про сплочённость. «Жесть» удачно зашла в начале фильма, чтобы зритель сразу понял: перед ним не беззубая, корректная и всеми со всеми согласованная телевизионная жвачка, выпущенная на экраны по принципу «абы чего не вышло».
Создателям удалось раскрыть почти каждого из 16 главных героев: рассказать бэкграунд, показать развитие персонажа. При этом флешбэки не сбивают повествование с ритма, который остаётся довольно динамичным. Малоизвестным актёрам (из «звёзд» экрана тут только Верник, Александра Бортич и Алексей Чадов в роли самих себя) явно давали отрываться и экспериментировать. Линда Лапиньш именно после роли Вики Кемпинен в «Игре на выживание» стала получать большие роли.
Не забыли и про первое правило саспенса: зритель должен чувствовать, что сейчас что-то остросюжетное произойдёт, но не должен догадаться, что именно. При этом зритель теряется в догадках: происходящее с героями – это часть сценария игры или в ней что-то реально пошло не так и героев несёт по волнам никем не контролируемых приключений. Сомнений в том, что некоторые из них гибнут по-настоящему, нет. Но все ли? По отдельным персонажам есть сомнения, но это не создаёт в голове зрителя каши – вот мастерство. Кто и зачем запустил всю эту кровавую канитель, так и остаётся тайной. В общем, интересно до самого конца. Многие рецензенты в 2020 году писали, что такого кино надо смотреть сразу все серии, а получать один эпизод в неделю – это изощрённое мучение заинтересовавшегося зрителя.
Про второй сезон восторгов гораздо меньше. Впечатление, что создатели поставили себе цель: выписать столбиком все достоинства первого сезона и сделать наоборот. Вместо таёжных пейзажей операторам пришлось воспевать среднеазиатскую пустыню, что для русского ока задание не слишком перспективное. Саспенс убит на корню: зритель смотрит на происходящее глазами как игроков, так и наблюдающих за ними организаторов. По сути, перестаёт быть загадкой и смысл всего происходящего: в тело каждого персонажа вживлён чип, а кукловоды видят на экране изменения в выбросах дофамина или норадреналина каждого из них. Конечная цель уже не важна – и так понятно, что идёт эксперимент по поиску новых возможностей контроля за поведением. Хотя развязка всё равно удивляет глупостью.
Если в первом сезоне создатели позволили себе выстроить драму каждого персонажа, не сбившись с ритма, то во втором их коллеги умудрились даже в кульминационный момент насовать кучу нелепых отсылов в прошлое. Мало того что зритель вынужден следить за действием глазами то организаторов, то различных групп участников, так ещё и несколько героев оказываются двойными и тройными агентами. А чтобы каша была полной, «оживляют» некоторых персонажей из первого сезона.
В сибирской тайге герои боролись с невидимой и априори непобедимой силой, которая воспринималась как рок. Нынче им противостоит конкретный дядька с лицом офицера спецслужб (Игорь Гордин), которому помогает лишь пара напуганных его цинизмом интернов. Хотя они того и гляди психанут и испортят ему всю малину, модератор не устаёт повторять, что представляет некую могущественную организацию. Хотя, похоже, у второго сезона просто не нашлось бюджета, чтобы это могущество сколько-нибудь убедительно изобразить.
Даже сценарий откровенно сырой, как будто у автора было сильно ограничено время и он вынужден сыпать штампами. Кто бы мог подумать, что модератор в итоге окажется отцом сразу двух героинь. А матёрая зэчка, претендующая на роль нового лидера «выживающих», будет убита в драке в тюремной камере нервной городской тусовщицей, никогда нар не нюхавшей. Ералаш из других несуразностей даже не хочется вспоминать.
Поразительно, что второй сезон «Игры на выживание» появился, когда ещё не развеялся дым славы «Игры в кальмара» – южнокорейского мегахита, где герои тоже оказываются в круговороте турнира, выбывание из которого означает смерть. Но сравнивать качество двух картин вряд ли кому-то придёт в голову. Впрочем, новая «Игра на выживание» кажется слабой именно на контрасте – например, с собственным первым сезоном. На российских телеэкранах и не такое видали. И возможно, целью было просто в отсутствие денег слепить проект не ниже среднего уровня.