Особая культурная среда
В конце августа мы все отмечали День кино. А для Кубани это почти народный праздник. Потому что снимать фильмы и сериалы в нашем крае любили всегда.
Мы смотрим кино, а частенько видим то там, то здесь знакомые локации: вот знакомые набережные, вот скала Киселева, вот Большой Утриш, вот парк Галицкого. А уж про Геленджик и говорить нечего: кажется, киношники всевозможных студий прописались здесь окончательно и бесповоротно.
«Особенно приятно, что наш край — уникальную природу и красивые места — используют в качестве съемочной площадки. На сегодняшний день на Кубани сняли уже более трехсот фильмов и сериалов. Это знаменитые „Кубанские казаки”, „Бриллиантовая рука”, „Стряпуха” и огромное количество новых проектов»,— писал на своей странице в соцсетях губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, поздравляя всех с Днем кино.
В любое время приезжаешь на отдых, допустим, в Геленджик — и обязательно увидишь целый караван киношных машин. Пока идут съемки прямо на набережной, толпа зевак запасается попкорном и кофе. И твой отдых уже приобретает другой смысл, вносится элемент интеллекта и творчества. Если повезет, сделаешь селфи с площадки, хотя режиссеры категорически просят этого не делать.
Творческая киношная атмосфера создает у нас, на Кубани, особую культурную среду. Но есть еще одна причина, по которой в последние полтора года у нас снимается много кинокартин: это система рибейтов.
Рибейт — это возмещение части затрат на производство кино, эффективный механизм для поддержки отрасли, развития экономики, продвижения региона, усиления его инвестиционной привлекательности.
Есть немало примеров в истории кинематографа, когда съемочная локация превращалась в туристическую достопримечательность. Так, после «Властелина колец» Питера Джексона турпоток в Новую Зеландию с 2000 по 2004 год вырос на сорок процентов. А фанаты «Игры престолов» так ломились в Северную Ирландию, что только в 2018-м привезли в ее экономику более 61 миллиона долларов.
В нашем крае система рибейтов была запущена в 2021 году. И уже сегодня мы видим от этого колоссальный эффект.
Юлианна Медведева, генеральный продюсер кинокомпании «Медведьфильм продакшн» и председатель ассоциации «КиноКрай», рассказала нам, что, по сути, стояла у истоков формирования системы рибейтов.
С Юлианной Медведевой мы общались в Геленджике, где шли съемки очередного фильма.
— Закон о поддержке кинопроизводителей в Краснодарском крае был принят в июле 2019 года. В 2020-м была учреждена кинокомиссия, а уже начиная с 2021 года функционирует программа компенсаций за съемку фильмов на территории края,— пояснила Юлианна Медведева.
Новая система компенсаций повышает инвестиционную привлекательность Кубани и помогает создавать рабочие места, увеличивает налоговые поступления в краевой бюджет. Поэтому взаимовыгодное сотрудничество налицо: с одной стороны, кинокомпании вкладывают средства в регион, а с другой — им возвращают до двадцати процентов документально подтвержденных расходов на транспорт, проживание, связь, программное обеспечение, приобретение оборудования, услуги местных продюсерских кинокомпаний и т. д.
Этот разговор происходил несколько месяцев назад. А сегодня мы позвонили Юлианне Медведевой, чтобы узнать, как обстоят дела, получила ли кинокомпания рибейт.
— В конце 2021 года мы оформили все документы и по результатам работы за 2020 год наши три проекта получили рибейты,— рассказала Юлианна Медведева. — По результатам прошлого года Краснодарский край занял лидирующую позицию среди всех регионов России по стопроцентному освоению денег, выделенных на рибейт. И конечно же, показал финансово-экономическую выгоду для региона, поскольку увеличился поток съемочных групп.
Средства на рибейты увеличили
Как нам сообщили в Департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, в 2021 году на рассмотрение поступило десять заявок организаций кинематографии. По результатам отбора субсидию получили пять компаний по шести кинокартинам в общем размере 19,16 миллиона рублей. Это такие проекты, как «Нежность», «Отпуск», «Ищейка-4» и «Ищейка-5», «Кошкин дом» и «Семейный бюджет».
Кстати, некоторые регионы тоже пытались внедрить систему рибейтов. Но в нынешнем году отказались от нее под тем предлогом, что не хватает средств. А вот в нашем крае эта система показала себя настолько успешно, что финансирование рибейтов увеличили в два с половиной раза!
— Прошлогодний успех внедрения рибейтов будет продолжен в 2022 году,— рассказали в Департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. — Бюджетом края уже предусмотрено пятьдесят миллионов рублей на эти цели. Это больше, чем в прошлом году, что свидетельствует о востребованности данного механизма государственной поддержки.
Статистика говорит сама за себя. Если в 2020 году на территории Краснодарского края отсняли более двадцати кинопроектов, то в 2021 году данный показатель уже увеличился на пятьдесят процентов — до тридцати кинопроектов. И имеет тенденцию к еще большему увеличению уже в нынешнем году. Таким образом, чем больше кинопроектов привлекается в регион, тем больше местных компаний и предпринимателей вовлекается в процесс кинопроизводства, а значит, увеличиваются налоговые отчисления и создаются новые рабочие места. Налицо синергический эффект для экономики региона.
Помимо финансовой поддержки для кинопроизводителей, в регионе также создана Кинокомиссия Краснодарского края («единое окно»), которая обеспечивает полное сопровождение кинопроектов, а именно оказывает организациям кинематографии помощь в подборе локаций, получении разрешений на съемки, обеспечении безопасности их проведения, а также в привлечении местных кадров.
«Для нас это серьезная поддержка»
С Александром Сотниковым, известным актером, продюсером и директором Черноморской киностудии, нам удалось поговорить в Геленджике на съемках проекта «Отпуск», который снимается для канала ТНТ.
Караван брендированных съемочных машин передвигался из Геленджика в Новороссийск на съемки очередного фильма.
Александр Сотников рассказал, как работает система рибейтов на примере их сотрудничества.
— Съемки ведет наш постоянный партнер — российская кинокомпания 1-2-3 Production,— рассказывает Александр Сотников. — Они уже не первый проект снимают на производственно-технической базе нашей киностудии. Используют наши ресурсы, которые мы можем в этот момент им предоставить. Мы им помогаем с размещением в гостинице, решаем организационные вопросы. Отсняв фильм, они посчитают, сколько денег потратили на съемку в нашем крае. Затем подготовят специальный пакет документов после того, как получат прокатное удостоверение. И принимается решение о той или иной сумме поддержки. Базовая ставка возмещения этих затрат — восемнадцать процентов. Но можно заработать дополнительные баллы — и поддержка будет увеличена. Например, привлечь к съемкам молодых специалистов, выпускников краснодарских вузов.
Собственно, Черноморская киностудия — это само по себе успешное предприятие. Деятельность студии делится на две части: оказание сервисных услуг приезжающим кинокомпаниям и собственное производство.
— Поэтому, с одной стороны, мы заинтересованы производить собственные фильмы, а с другой — хотим развивать отношения с нашими постоянными партнерами, чтоб они сюда приезжали,— поясняет Александр Сотников. — Для киностудии, которая приезжает к нам на съемки, очень важно, что не надо из Москвы везти, например, осветительное оборудование. У них существует масса технических и организационных вопросов: аренда автомобилей, расселение в гостинице, организация кейтеринга, поиск актеров для массовки и т. д. А у нас уже есть готовая производственная база. Например, на некоторые проекты мы нанимаем до ста тридцати человек. И это всё местные кадры.
Так система рибейтов формирует, как говорят экономисты, мультипликативный эффект, то есть и дает возможность развиваться местному кинопроизводству, и в то же время привлекает в край инвесторов.
Александр Сотников, кроме основной своей работы, еще является экспертом Кинокомиссии Краснодарского края.
Это постоянно действующий экспертный коллегиальный орган, цель которого — сделать процесс кинопроизводства для съемочных групп на территории региона максимально простым и удобным.
— С созданием кинокомиссии мы получили мощнейший ресурс по согласованию съемок с региональными органами госвласти,— говорит Александр Сотников. — То есть не где-то сами по себе съемочные группы ездят и пытаются попасть на какие-то локации, а теперь мы имеем господдержку, всё очень быстро согласовывается. Мы можем на законном основании перекрыть дорогу при соблюдении норм и согласовании с соответствующими службами, мы можем попадать на промышленные объекты.
В последнее время поддержка регионального кино колоссальная, считает Александр Сотников. У нас в крае хорошо развивается документальное кино, мультипликация. И еще один интересный нюанс.
— Наш кадровый рынок раньше формировался в основном на местном населении,— замечает Александр Сотников. — А в последние годы усилился поток приезжающих, в том числе известных режиссеров, операторов, актеров. Они приобретают недвижимость на побережье, проводят здесь много времени. И мы их приглашаем в тот или иной проект — уже как местных.
Так и формируется та особая среда на Кубани, которую уже называют русским Голливудом.