> До слез. Без пафоса - Аргументы Недели Иркутск

//Кино 13+

До слез. Без пафоса

№  () от 25 февраля 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

На каком кино воспитываются ваши дети?.. Много ли вы вспомните свежих «не пустых» картин, которые бы удержали у экрана 12-летнюю девчонку и видавшего жизнь фронтовика? Добавлю в этот список еще одну — новый российский светлый (хотя половина зала ревет на протяжении доброй половины сеанса) фильм «Счастье в конверте».

Уж сколько раз твердили россиянам с разных трибун о душе, патриотизме и «скрепах». Но лично для меня душевный посыл, который заложили в свой фильм создатели «Счастья в конверте», оказался более понятным и искренним, чем сотня пламенных чиновничьих речей и лозунгов. Парадокс, но по-настоящему добрый фильм для всей семьи не поддержали государственным финансированием. Однако команда, которую объединяет дух «последних романтиков», не опустила камер и не сожгла сценарий. Ребята из кинокомпании «Интеграция» и общественного объединения «Народное кино» за три года отсняли и смонтировали три объединенных общим настроением киноновеллы или, как они сами говорят, кинопритчи. Поддержали более чуткие, чем госфонды, частные спонсоры. Уложились в весьма скромный по современным меркам бюджет — 33 миллиона рублей. Причем и фактурная картинка, и актеры сыграли так, что веришь им и чувствуешь вместе с ними.

А вот на масштабную пафосную пиар-кампанию по центральным каналам средств, видимо, не хватило. Потому с февраля добрый семейный фильм, кино «о простых людях для простых людей» по-своему прокладывает путь к сердцу массового зрителя. В поддержку «Счастья в конверте» авторы ленты организовали автобусный тур по городам России — от Владивостока до Севастополя. Иркутск стал четвертой точкой в маршруте промотура «Дорога к счастью». Картину представили 15 февраля на премьерном закрытом показе в мультиплексе New cinema.

К сожалению, автор идеи фильма и его режиссер-постановщик Светлана Суханова до столицы Приангарья не добралась. Но записала для зала видеопослание. На самом деле Светлана многим известна как актриса, снявшаяся в «Полицейском с Рублевки», «Пока цветет папоротник», «Тарифе новогоднем». Примерив на себя роль режиссера, Суханова мечтала снять картину, в героях которой каждый зритель «мог увидеть себя, свою маму, своих дедушку и бабушку».

«Сегодня вокруг нас очень много злобы и негатива, — говорит постановщик. — Мне хотелось этим фильмом сделать мир немножко добрее, светлее, радостнее и волшебнее. Наша картина призывает зрителей ощутить момент «здесь и сейчас» и наконец-то честно поговорить с самим собой. Я снимала фильм-притчу и намеренно делала так, чтобы главные герои выглядели моложе своих лет. Я хотела, чтобы наши истории максимально не были бы привязаны ко времени и пространству. Они могли произойти и 10, и 20 лет назад, да и потом, лет через 15, проблемы, которые решают наши герои, будут так же актуальны, потому что они вечные — любовь, жизнь, смерть, предательство, надежда и вера».

Команда проекта, где сценаристом выступил также отметившийся «Тарифом новогодним» Евгений Бедарев, постаралась сделать отсыл к традициям классического советского кино — за счет размеренного темпоритма, простоты повествования, легкой, можно сказать, бытовой подачи сложных смыслов и настроения наивного романтизма. «Зритель, выросший на классическом советском кино, сразу же узнает стиль», — рассчитывают создатели «Счастья в конверте».

Зрителю они рассказывают три, казалось бы, простые, но не лишенные оригинальности истории — «Время последних романтиков», «Куда уходят поезда», «Подарок Деда Мороза». Герои — друзья-фронтовики, мальчишка-школьник из далекого села, старушка, отправленная собственным сыном на «выселки» — сменяют друг друга, а в голове все четче прорисовывается мысль: у счастья много составляющих, но совершенно точно оно невозможно, если не умеешь выстроить отношения с родными, и вообще с людьми. Да, это действительно три причти, которые помогают нам увидеть со стороны, как важно оставаться человеком в любой жизненной ситуации.

Пожалуй, такого рода ценности и правда в наш перегруженный гаджетами век «подзатерлись». Чтобы увидеться с мамой или дедом, уже даже ехать к ним в гости не нужно, есть скайп. Вместо обстоятельных теплых писем — короткие смс. Наверное, в чем-то можно понять тех, кто на этапе замысла не поверил, что эти сюжеты и сам жанр будут востребованы.

«Тогда в качестве первого, «пробного шара» было решено выпустить одну из новелл, — вспоминают авторы фильма тот момент, когда отважились все-таки рискнуть и снять «Время последних романтиков» как отдельный короткометражный фильм. — Его международный показ состоялся в рамках Каннского кинофестиваля и вызвал неподдельный интерес». Впоследствии фильм был отобран для показа на 25 международных кинофестивалях, где тоже получил высокую оценку.

Сегодня, оглядываясь назад, вдохновленная реакцией в первую очередь зрителей, а также критиков — съемочная группа фильма говорит, что основная сложность заключалась в том, что фильм разнообразен по своей географии и временам года. По сюжету требовалось показать и летнее море, и зимнюю тайгу, и осенние просторы. Три команды работали над новеллами, каждая в своей локации — в Крыму, Санкт-Петербурге и Карелии. Но вышло в итоге общее, объединяющее полнометражное кино, где одна из центровых тем — связь поколений. Для такой ленты даже прокатчик нашелся — кинокомпания «СБ ФИЛЬМ». Широкая премьера в кинотеатрах страны запланирована на 12 марта. Следите за расписанием.

И хотя официальный возрастной ценз 12+, «Счастье в конверте» — это стоящее кино для семейного просмотра. После сеанса вам будет, о чем поговорить, а может быть, просто вместе помолчать. Возможно, захочется кому-то сказать «прости», переосмыслив ошибки и обиды. Они — на самом деле просто «пшик», ничто в сравнении с той согревающей любовью и заботой, которых мы сами себя иногда лишаем, и которые разучились принимать и дарить.

Счастье в кадре и за кадром

Татьяна Самарина, заслуженная артистка РСФСР
«Играть уходящую эпоху очень ответственно! И я с огромной радостью окунулась в мир моей героини, с заснеженной деревенькой, треском дров в печке и тихими разговорами о вечных ценностях. Порой складывалось ощущение, что я не на съемочной площадке, а в гостях у подруг за чашкой чая».

Ефим Каменецкий, народный артист России
«Удивительное кино! Особенного ничего не происходит в кадре, а между тем сердце разрывается от сопереживания героям, и невозможно оторвать взгляд от экрана. Вся съемочная группа вложила душу в эту картину — и мне кажется, да что там, я уверен — такого душевного и светлого кино вы давно не видели».

После просмотра

Сергей Астафьев, зритель премьерного показа в Иркутске
«Счастье в наших руках! Хотите понять, что вы упускаете каждый день, забывая о близких, лишая их своей любви, принося их в жертву в угоду своим сиюминутным интересам — идите и посмотрите кино «Счастье в конверте»! До фильма я был такой же, как и большинство из людей, но эти полтора часа показали мне, что не карьера, не деньги — ничего из этого не приносит счастье. Только любовь к ближним своим. Подтверждением этому — мокрые глаза все полтора часа. Раньше я такого за собой не замечал. Ну и пожалел, конечно, что в этом году к младшему ребенку как Дед мороз уже не зашел. Показалось, что ребенок уже вырос. Разыщу его в следующем году, извинюсь и попрошу снова к нам заходить в новогоднюю ночь»

Алина из рецензии на film.ru
«Призвание кино не только развлекать зрителя, но и воспитывать. Фильм действительно заставляет вспомнить о важном, как бы это пафосно ни звучало, — о жизни и смерти, о любви родителей и нашем эгоизме, о дружбе и предательстве. Причем происходит это как-то обыденно — на ситуациях, которые случаются с каждым из нас в том или ином виде. Сидишь и на себя переводишь. И понимаешь: исправлять надо… Хорошо, если успеешь. А кому-то уже и поздно может быть… В общем, надо идти и смотреть! Причем всем! И еще деталь немаловажная: игра актеров хороша: веришь им! И хорошо, что лица в большинстве незвездные, незамыленные. Такие здесь и должны быть.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Катастрофа жуткая... А центральные власти не знают об этом?