Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Яндекс Дзен

Яндекс Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Кино № 4 (648) от 31.01.19 13+

За пределами ТВ

, 13:22

За пределами ТВ

Ушедший год наметил одну любопытную тенденцию в отечественной киноиндустрии. Критики (да и зрители) вдруг стали смотреть, хвалить и вообще всерьез говорить о русских сериалах. Так, многосерийный фильм режиссера Петра Буслова «Домашний арест» производства Comedy Club Production был признан лучшим по версии сайта «Кинопоиск» и еще нескольких не менее авторитетных источников. А драматический сериал «Звоните ДиКаприо!» мастера комедии Жоры Крыжовникова стал лидером опроса кинокритиков на сайте Кино-театр.ру. Примечательно, что оба кинопродукта вообще не были в сетке телевизионного вещания, а распространялись по платной подписке через интернет.

«Ведь могут же, когда захотят!», «Оказывается, русские актеры умеют играть, а режиссеры снимать что-то хорошее», — комментарии рядовых зрителей в интернете, как всегда, прямодушны, грубоваты и безапелляционны, но выражают суть. Отношение к отечественному продукту кинопроизводства в последние годы всё заметней меняется с минуса на плюс. Сначала это отразилось на кассовых сборах в кинотеатрах, а теперь дошло и до сериалов. Русское кино смотрят все больше и охотнее. Массовому зрителю вторят и профессионалы. Беспрецедентный случай: Никита Михалков в более чем публичном пространстве (в интервью топовому видеоблогеру Юрию Дудю, более 8 млн просмотров), помимо восхваления себя любимого, восхищается сериалом Петра Буслова («Бумер», «Антибумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой») «Домашний арест». Российские сериалы удостаиваются вдумчивых рецензий в авторитетных журналах типа «Искусство кино» или «Сеанс». Что происходит?

Оба упомянутых сериала вышли в прошлом году на премиальной ОТТ-платформе «ТНТ-Premier» (принадлежит «Газпром-медиа»), то есть распространялись только через интернет по платной подписке, минуя телевизор. Случай в мировой практике далеко не новый и давно распространен за рубежом, особенно в США. Самый известный пример — компания Netflix, которая не только является поставщиком фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, но и сама с некоторых пор весьма успешно их производит, приглашая к сотрудничеству топовых кинорежиссеров Голливуда.

Судя по всему, в «ТНТ-Premier» решили пойти по этому же пути. Платформа начала работу 16 августа, предложив своим пользователям доступ к телевизионным шоу и сериалам, потоковому видео, эксклюзивным материалам и другим проектам развлекательных телеканалов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, 2х2 и «Супер». За первый месяц работы контент, который представлен на «ТНТ-PREMIER» до эфира, собрал более 3,9 млн просмотров. Среди прочего, именно здесь (и только здесь) стартовал сериал «Домашний арест», придуманный Семеном Слепаковым из «Камеди Клаб», а снятый Бусловым.

Домашний арест как повод встретиться с народом

Несмотря на то, что для Буслова жанр политической сатиры не совсем родной, в сотрудничестве со Слепаковым (бывшим кавээнщиком, многолетним сценаристом «Камеди Клаб» и по совместительству автором множества юмористических песен на остросоциальные темы) у него получилась легкая, действительно смешная и живая комедия о русской жизни. Причем легкость удалось удержать на протяжении 12 серий по 70(!) минут каждая. Случай в отечественном кинопроизводстве, пожалуй, уникальный. За время просмотра этой эпопеи успеваешь так привыкнуть к героям, что по окончании расстаешься как с родными — со слезами на глазах.

Завязка сюжета, раскрывающая название сериала, состоит в том, что мэра некого условного города Синеозерска ловят на взятке в особо крупном размере и до суда сажают под домашний арест. Вот только, чтобы казаться скромнее, градоначальник прописан не в своем шикарном загородном особняке, а в той самой коммуналке, в которой он когда-то родился, вырос и подвергался издевательствам со стороны соседей. Так главный герой Аркадий Аникеев оказывается со своим народом, там, где этот народ худо-бедно живет как может. Оставленный и своей женой, на чье имя записано все богатство, и замом, который теперь метит в мэры, экс-чиновник ищет (и находит) любые способы вновь пробиться к славе и деньгам. Путь к цели осложняется тем, что Аркадию Борисовичу приходится жить бок о бок со своим бывшим обидчиком Иваном Самсоновым (который и теперь с удовольствием готов макнуть бывшего мэра головой в унитаз) и активисткой Мариной Былинкиной, не раз собиравшей митинги за отставку мэра. Но Аникеев не был бы собой и, наверное, не стал бы в свое время главой города, если бы не умел выкрутиться из любой ситуации.

Помимо действительно увлекательного сюжета и так называемого «авторского контроля» на площадке, еще одним достоинством этого многосерийного фильма, безусловно, является точно подобранный актерский состав. Уставший от низкосортного кино Павел Деревянко здесь просто расцветает в роли Аникеева, который в течение фильма переживает постоянные взлеты и падения, но, несмотря на всю скользкость, изворотливость и подлость, в душе все-таки остается обаятельным добрым человеком, способным на хорошие поступки. Актер Александр Робак замечательно раскрывает своего персонажа Ивана Самсонова — этакого простодушного увальня со стройки, который ради своей семьи готов пойти на многое: и на унизительный поклон к сильным мира сего, и на выборы в качестве кандидата в мэры. Многогранна Анна Уколова в роли сварливой и властной жены Самсонова, точна Светлана Ходченкова в образе столичной политтехнологши из бывших стриптизерш, уморителен Тимофей Трибунцев в роли заикающегося государственного адвоката. Да собственно тут все, независимо от объема роли, не поскупились показать свой актерский талант, а посмотреть есть на кого: Сергей Бурунов, Гоша Куценко, Роман Мадянов, Марина Александрова, Олеся Судзиловская… Даже инфернальный Александр Баширов здесь на своем месте в роли коллектора-беспредельщика. Как и полагается в сатирическом жанре, черты героев несколько преувеличены, даже порой карикатурны, но в меру, что идет фильму только на пользу.

Энтропия растет — «Звоните ДиКаприо!»

Другим сериалом, вызвавшим волну обсуждения и зрительского внимания, стал 8-серийный фильм «Звоните директору» Жоры Крыжовникова («Горько», «Горько 2», «Самый лучший день»), вышедший на «ТНТ-Premier» в конце прошлого года. Как и в случае с «Домашним арестом», режиссер здесь выступает в несвойственном для себя жанре. Несмотря на то, что в сериале есть юмор, все-таки это прежде всего драма, причем местами довольно жесткая.

Успешный актер Егор Румянцев (лучшая на сегодня роль вездесущего Александра Петрова), пользующийся любовью публики и женщин, неожиданно узнает, что болен ВИЧ. История развивается вокруг этого факта, который меняет всех персонажей и в первую очередь главного героя, то пускающегося во все тяжкие, то впадающего в апатию, а то и просто плачущего от бессилия как ребенок. Болезнь, которой он умудряется заразить сразу несколько человек, а те в свою очередь — других, распространяется, как пожар, но в то же время является метафорой тлетворного разложения — хоть гламурной среды и медийной тусовки, внутри которой все происходит, хоть общества потребления в целом. Зависть, жажда славы и денег, цинизм — это то, чего не может избежать и родной брат главного героя, тихоня и неудачник Лев (в исполнении Андрея Бурковского) — примерный семьянин и трудяга на прозябающем кабельном канале «Муравей ТВ». Помимо них, в сериале хватает полнокровных персонажей (самая яркая из них — жена Льва Марина, сыгранная Юлией Александровой), у каждого из которых своя правда и свой взгляд на мир. Характеры и сюжетные коллизии прописаны таким образом, что сочувствие зрителя перемещается от одного героя к другому, а в итоге жалко всех. От серии к серии градус трагедии растет, а в финале история и вовсе приобретает библейский масштаб, зрителю обеспечен катарсис.

При этом нельзя сказать, что «Звоните ДиКаприо!» — это такая чернуха из жизни гламура. Кино смотрится легко и увлекательно, соблюдая некий эмоциональный баланс между сочувствием героям, смехом, радостью узнавания сцен из «русской жизни» и грустью от происходящего на экране. Мастер короткого и полного метра Жора Крыжовников умело работает и в сериальном формате, ловко закрючковывая между собой серии. Так что будьте осторожны, когда возьметесь смотреть сериал: есть риск просидеть перед экраном все восемь серий, каждая из которых длится от 40 до 50 минут.

Год культуры российского кино

Еще одним потенциальным сериальным лидером, вышедшим в прошлом году все там же, на «ТНТ-Premier», является многосерийный фильм «Год культуры». В данном случае режиссер не слишком именитый (Тито Калатозишвили), не успевший заявить о себе, но зато с невероятно крутой киношной родословной: его отец — кинорежиссер Михаил Калатозишвили, дед — кинооператор, актер и режиссер Георгий Калатозишвили, прадед — кинорежиссер Михаил Калатозов. Да и сам Тито, несмотря на отсутствие опыта (это его дебют в качестве режиссера, судя по данным «Кинопоиска»), справляется совсем неплохо, в чем ему помогает опять же замечательный актерский состав.

Так, главную роль в «Годе культуры» играет Федор Бондарчук (кстати, по слухам метивший на роль мэра Аникеева из «Домашнего ареста»). Его герой — проштрафившийся федеральный чиновник из министерства образования, сосланный в глухую провинцию поднимать местный филологический институт. Едет он не один, а со своим личным помощником (эту роль играет талантливый молодой актер Риналь Мухаметов), кучей денег и своими барскими привычками — со всем этим ему постепенно придется расстаться, потому что реальная жизнь, с которой ему пришлось столкнуться, всегда вносит свои коррективы. Чем-то эта сюжетная схема напоминает все тот же «Домашний арест», но в данном случае тут речь идет скорее о встрече Москвы с Россией. И результатом этой встречи может стать большая любовь.

То же можно сказать и в целом об упомянутых сериалах — как только они стали обращаться к реальной жизни (с ее настоящими проблемами, узнаваемыми героями и приметами времени) и их стали снимать, думая о реальном зрителе (образованном, насмотренном, который к тому же готов платить за качество продукта), все стало совсем иначе. Да и к самой работе ведь подошли гораздо более ответственно, чем обычно в подобных случаях. Например, от задумки до премьеры в случае «Домашнего ареста» прошло около двух лет, а съемочный период занял 205 дней, что невероятно много для производства сериала. «Звоните ДиКаприо» шел к премьере и вовсе около трех лет и постоянно дорабатывался — по решению режиссера переснимались целые сцены. Хочется надеяться, что это лишь начало, и в будущем зрители будут получать еще больше качественного кино, а сериалы перестанут называть презрительным словом «мыло». А уж как мы их будем смотреть — на платных онлайн-сервисах, по телевизору или на пиратских сайтах, это уже другой вопрос.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Яндекс Новости | Яндекс Дзен | Telegram