Аргументы Недели → Кино № 19(510) от 19.05.16

Канны-2016: Франция даёт прикурить

, 08:35 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! В разгаре 69‑й Каннский кинофестиваль, где в главном конкурсе русским в очередной раз не нашлось места. Зато США и Франция отхватили больше 50% всех отобранных фильмов. Что-то перепало и другим странам, даже континентам. Режиссёры, которые значатся как фестивальные бренды, тоже не были забыты. Ну и обилие звёзд, как всегда, обеспечивал официальный показ вне конкурса, куда затесались Стивен Спилберг с «Большим хорошим человеком», Джоди Фостер с «Денежным монстром» и Вуди Аллен удостоил чести на открытие дать «Светское общество».

Для Канн важно, чтобы фильм-«открывашка» понравился жёнам высокопоставленных чиновников. И в то же время хочется репутацию не подмочить. Тут Вуди Аллен просто идеален со своим «Светским обществом». У него репутация бронтозавра авторского кино. А строгает последнее время он кино абсолютно коммерческое. Авторским в «Светском обществе» является разве что традиционное для режиссёра противопоставление Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, но оно чисто формальное, ведь в центре фильма, где изящно воспроизводится атмосфера 1930-х годов, одна не самая православная семья, которая свила себе гнёзда и там и там. В LA, в Голливуде продюсером подвизается дядя героя, а в NYNY его брат-гангстер имеет ночной клуб.

Героя, молодого похотливого прохвоста, семья сперва отправляет в Голливуд «на стажировку» к дяде. Но единственное, что он умеет, это соблазнить его любовницу. Когда дядя одерживает верх, юноша отправляется к брату-гангстеру в NYNY, и там метродотелит в его ночном клубе. Женится. Но вот появляются дядя с бывшей любовницей, и чувства разгораются снова. Прекрасный фильм на берегу Средиземного моря в открытом кинотеатре на закате с бокалом французского розового вина. Короче, к яростному авторскому кино это не имеет никакого отношения.

Фильм «Держись прямо» «доКАННал»

Но, прежде чем перейти к конкурсу, заглянем ещё на два сеанса. И начнём с «Большого хорошего человека» Стивена Спилберга. У парня всегда со вкусом было так себе, но всё-таки он придумывал интересные миры и «заставлял задуматься». Лажа в триллион долларов под названием «Большой хороший человек» просто изумляет. Фильм начинается с того, что великан (по сравнению с монстрами, которые появятся позже, – микровеликан) похищает девочку из приюта в Лондоне и несётся с ней куда-то в сторону Ирландии. Учуяв запах человечины, монстры начинают шарить в его жилище, подвергая девочку смертельной опасности. Девочка оказывается находчивой и объясняет БХЧ, что помочь спастись от монстров может только её величество. БХЧ соглашается, берёт бутылку с жидкостью, после употребления которой пук в «Чокнутом профессоре» покажется чем-то младенческим, и они переправляются к королеве. Та их принимает и даже сажает за стол. Правда, БХЧ стол делают монтажники-высотники. Микровеликан всех, в том числе королеву, щедро угощает своей жидкостью. Первыми начинают «пердеть» камердинеры, потом на сверхзвуковой скорости из столовой улетают королевские собачки. Дольше всех держится королева. Но потом пукает так, что рушится столик с клубникой под кремом. Вот такой нынче юмор у Спилберга.

Джоди Фостер тоже ничего оригинального не предъявила – очередная коммерческая залепуха. Джорджу Клуни, ведущему шоу, посвящённое финансовым спекуляциям, во время прямого эфира приставляет дуло к виску обманутый инвестор и заставляет надеть пояс шахида. Джулия Робертс, ведущий режиссёр, переживает. Клуни берёт ситуацию в свои руки и идёт с террористом из студии через город (на тротуарах поклонники аплодируют) к отелю, где окопался виновник финансового коллапса. Виновник пристыжен. Но и полиция не дремлет. Террориста «гасят». И какое послание человечеству выдавила из себя этим фильмом Джоди Фостер – неясно. Да ладно, под устрицы и розовое вино и такое кино посмотреть можно.

Зато конкурсные американцы отличились. Это Джим Джармуш, который представил фильм «Патерсон».Его герои муж и жена, жители неказистой одноэтажной Америки. Их жизнь отслежена в течение недели. Он водит автобус, потом вечером гуляет с собачкой до бара, там пьёт пиво – и обратно к жене. И так каждый день. Но тянется к духовному. В его голову приходят мысли, и он их записывает в книжечку. Жена тоже тянется к прекрасному. То пирожные необычные сделает, то стену разрисует орнаментом. Понятно, что с ними ничего не произойдёт. То есть нам Джармуш показал, что есть на самом деле загробное царство. Интересно, читал он у Достоевского про ад, где не сковородки на угольях, а банька с тараканами?

Другой американец – Джефф Николс, который в Берлине всех удивил фильмом «Спецвыпуск ночных новостей», в конкурс Канн отдал фильм «Мистер Лавинг», герой которого, белый американец, имеет наглость жениться на афроамериканской девушке. А по расистским законам штата Вирджиния, где они жили в 1958 году, за это полагалась тюрьма. Герои уезжают в Вашингтон, где рожают детей и борются за свои права. Естественно, амбициозные еврейские адвокаты помогают им выиграть дело в Верховном суде, и расистские законы оказываются ниспровергнуты. В фильме всё очень правильно и предсказуемо (в основе – документальная история), но я не мог оторваться от экрана. Виной всему исполнитель главной роли Джоэл Эдгертон, который, играя простого парня, строительного рабочего, умудряется практически без слов лепить неповторимый и всегда чуть-чуть новый образ своего героя, придумывая ему разнообразные выражения лица.

Если Америка была и коммерческой, и артистической, то Франция предстала довольно загадочно. Интересно, как далеко в сторону бессмысленности могут простираться артистические «искания». Судите сами. Вот, например, героиня фильма Оливье Ассайаса «Персональный покупальщик» мечется между Лондоном и Парижем, так как богатая медийная тётка, которую она обслуживает, не имеет времени на покупки. Тётку потом вне всяких сюжетных линий фильма зачем-то убивают. У героини есть загородный дом, где ей является привидение. Потом в смартфоне потусторонний собеседник, знающий, где она находится и что собирается делать, обменивается с ней эсэмэсками. Зачем-то роняет стаканы. Героиня отправляется в Марокко, и там та же фишка со стаканом. «Кто ты?» – кричит она. Но нет ответа. О чём кино, я не понял. Может быть, прежде чем начать его снимать, режиссёру стоило придумать финал. Типа ради чего базар?

Другой известный французский режиссёр Брюно Дюмон в своей «Тихой заводи» развёл уже полную художественную антисанитарию. Не спасает даже Жюльет Бинош, опалённая солнцем «Английского пациента». Приезжая на свою виллу возле болотистой лагуны с выводком чад и домочадцев, она играет так жирно, что даже как-то неловко. Все вокруг пьяны, только семья рыбаков бодрствует. Ещё бы, ведь им необходимо прикончить очередного незваного путешественника, потому что надо кормить детей. Да, вы правильно поняли, они людоеды. Особенно эффектно выглядит мамаша, вынимающая из котла тушёную голень, с которой падают красные капли, и предлагает добавку детям. Но они уже сытые и, лязгая зубами, вытирают кровавый сок со своих челюстей. Есть ещё толстый и тощий полицейские в чёрных костюмах. Они ищут пропавших людей. Толстый всё время падает. Тощий помогает ему встать. Очень смешно.

Но «доКАННал» меня третий французский конкурсный режиссёр Alain Guiraudie. Его фильм «Держись прямо» начинается (как все ужастики) довольно мирно. Молодой режиссёр, задумавший снять документальный фильм про волков, едет в места их обитания. В деревне слоняется красивый парень с длинными ресницами. Режиссёр сразу предлагает ему роль в несуществующем фильме. Юноша отказывается. Далее режиссёр встречает пастушку, с которой слово за слово, «чем-то» по столу.

Она приглашает его в дом к отцу-фермеру переночевать. Фермер весь как будто покрыт мхом. Герои на крупном плане занимаются удовлетворением своей похоти. Режиссёр уезжает писать сценарий, а когда возвращается, уже готов ребёнок. Но пастушка не хочет его. У неё и так уже два сына от других «режиссёров». С ними она уезжает из деревни, оставляя ребёнка, фермера и режиссёра куковать втроём. Но фермер куковать попусту не собирается. Он начинает лапать режиссёра, который от него убегает с ребёнком в дом к юноше, который уехал к пастушке и оставил одного своего дедушку. Режиссёр предлагает ему уход. А для начала выпить. Ребёнка пристраивает где-то сбоку. Залезает к ветерану в кровать, бережно его раздевает и сам обнажается, ещё раз показывая зрителю своё весомое достоинство. Дедуля поворачивается на бок, и достоинство погружается в его ветеранскую плоть. После нескольких страстных писков старикан затихает – его душа отправляется к гуриянам. Полиция прибывает на место происшествия, и все газеты публикуют фотографию режиссёра. Ему отказывают в работе. Ребёнка (наконец-то!) отбирают. Но его по-прежнему ждёт фермер…

Да, французский кинематограф конкурса 69-го фестиваля в Каннах дал прикурить. А может быть, цифра 69 обязывает? В следующем номере я расскажу о других фильмах конкурса, но не забудьте включить в понедельник 23 мая (после Познера) первую кнопку, потому что в итоговом «Тихом доме» о Каннском МКФ я покажу самое интересное, что было на этом празднике кинематографической жизни, и в финале вы увидите счастливые лица победителей. Пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram