Привет, привет, дорогие читатели и зрители! Если вы смотрели мои предсказания в предыдущем выпуске «AH», то могли убедиться, что они все сбылись. Во-первых, филиппинский фильм «Колыбельная печальной тайны» длительностью 8 часов не смог избежать приза. Пусть не главного, но всё-таки серебряного – имени Альфреда Бауэра, первого директора Берлинале. Так сказать, не за выслугу лет, а за «выслугу часов».
Говорят, что членам жюри полагались специальные памперсы, чтобы выдержать хождение вдовы борца с испанскими колонизаторами в филиппинские джунгли в поисках тела мёртвого мужа. Правда, такое количество камланий, ритуалов и заклятий, что предстояло ей обнаружить в заповедных местах, где квакают лягушки в болотах и визжат обезьяны на пальмах, может затормозить все процессы обмена веществ в организме. Впрочем, органика вовсе не важна. А что важно? Важна политическая корректность, согласно которой надо давать «Золотого медведя» правильному фильму.
Но лучший фильм не всегда «правильный». Поэтому его невозможно вычислить. У каждого свои вкусы. А вот «правильный» – запросто. Вот я же сказал (см. предыдущий номер), что главный претендент на «Золотого медведя» – это итальянский документальный фильм режиссёра Джанфранко Роси «Море в огне». Он золото и получил. А всё почему? Потому что начальство, которое даёт деньги на фестиваль (см. в Интернете выступление министра культуры на открытии), заявило, что главная проблема для страны – это беженцы. А фильм как раз о беженцах и их вторжении в когда-то райский итальянский остров Лампедуза. Не спорю, фильм снят качественно, но политизация фестивалей (не только берлинского) начинает всё больше раздражать.
Понимая угрозу, фестиваль придумывает новые позиции. Например, если в гей-90-е фильм прикасался к нестандартной проблематике, он был обречён на приз. Чтобы это «безобразие» прекратить, Берлинале придумал специальный приз, который вручается фильмам соответствующей тематики – «Тедди».А значит, Мэрил Стрип (и другие председатели жюри) не должны врубаться в эту «толерантность». Может быть, придумать специальный приз за лучший фильм с беженской тематикой? Пусть уж старушка Мэрил сидит (в памперсах или без) и смотрит кино из Филиппин без головной боли о европейских вопросах, в которые её, конечно, посвятили.
Вообще у международных фестивалей на сегодня две угрозы – политическая корректность и большие голливудские студии. Начнём с угрозы №1. Ведь деньги на фестиваль дают бюрократы. А бюрократам важна отчётность. А художественность в отчётность не засунешь. Причём сам бюрократ может быть очень изящным, я сам общался с любителями Ханеке и Триера персонально, но потом я всегда слышу: «Понимаешь, Серёга…» Да чего не понимать? Всё понимаю. Вот и вам, дорогие читатели, объясняю, призовая политика фестивалей обслуживает бюрократов, которые дают деньги, а им, в свою очередь, нужна отчётность перед вышестоящими бюрократами. Но не всё так просто.
И теперь про угрозу №2. Без больших голливудских студий фестивалей класса люкс не существует. Ведь именно они обеспечивают красные дорожки фестивалей звёздами. А не будет звёзд – не будет ТВ, не будет ТВ – фестиваль уже не будет люкс, да и весь картонный домик рухнет. Поэтому фестивали приглашают хозяев жизни на открытие вне конкурса, но во время фестиваля красную дорожку тоже надо кем-то натаптывать! Вот и включают в конкурс «Братьев» («WB») с фильмом «Миднайт спешиал» или «Сверхсрочный ночной выпуск новостей», где снимаются Майкл Шеннон, Джоэл Эдгертон и Кирстен Данст. Фильм очень интересный, советую его не пропустить. Где вы ещё увидите, что ФБР на самом деле является тоталитарной сектой? Вообще к сектам режиссёр Джефф Николс относится крайне недоброжелательно. Больших мерзавцев, чем религиозные экстремисты, пытающиеся похитить уникального мальчика ради своих шарлатанских целей, сложно просто представить. Даже фэбээровцы выглядят лучше. Казалось бы, призы должны перепасть. Но в этом году (может быть, благодаря Мэрил Стрип) фестиваль устоял, призов не дал. Но вообще Голливуд – могущественный системный менеджер. И фильм, видимо, не был в мейнстриме, чтобы его всячески поддерживать. И образ ФБР какой-то сомнительный…
Из фильмов, показанных в последние дни, хотел бы отметить «Коммуну» Томаса Винтерберга. Фильм, кстати, получил приз за лучшую женскую роль. Винтерберг известен как приверженец Ларса фон Триера, но без фанатизма. Забавно, что он снял очень личный фильм, так как сам вырос в коммуне. Это у них в Дании была такая фишка в 80-е. Герои фильма, небедные люди, получают в наследство дом и, чтобы не умереть от скуки, приглашают бедных знакомых пожить вместе. Всё сперва идёт хорошо, совместные выпивки и трапезы, купанья нагишом и прогулки под луной, но потом глава дома приводит к себе в «коммуну» хорошенькую лаборантку, и такой уютный мир начинает трещать по швам. Выясняется, что страсть и коммуна не совместимы. Жена даст всем прикурить! Сердце Мэрил Стрип тут, видимо, дрогнуло. Жена – Трине Дюрхольм – получила «Серебряного медведя». На мой очередной провокационный вопрос из серии «что бы вы выбрали?» она ответила категорично: «Жизнь не может быть скучной!»
Надеюсь, дорогие читатели, вы не будете скучать до мая, когда я вам расскажу о самом престижном кинофестивале в мире – МКФ в Каннах.
Пока-пока!