> «Эверест»: не покорить, но вернуться - Аргументы Недели

//Кино

«Эверест»: не покорить, но вернуться

16 сентября 2015, 17:54 [«Аргументы Недели», Ангелина МАНАХОВА ]

Чего ожидает зритель от фильма о покорении высочайшей вершины мира? Захватывающего сюжета о попытке, о последовавшем природном бедствии, о героизме альпинистов и, конечно, трагедию. Начиная смотреть фильм о восхождении, многие отдают себе отчет в том, что кто-то из персонажей героически погибнет, спасая своего ближнего. «Эверест» не об этом.

В 1996 году попытку покорить вершину предприняли две группы альпинистов, которых вели профессиональные гиды из коммерческих компаний «Консультанты по приключениям» и «Горное безумие» Роб Холл и Скотт Фишер. Светило солнце, ничего не предвещало трагедии, но она, как и стоило ожидать, произошла. Буран настиг группы из 6 опытных гидов и 16 клиентов во время спуска с вершины. Фраза «Основано на реальных событиях» уже не вызовет у зрителей, которые не знакомы с этой историей, трепета или повышенного интереса к героям, но под конец фильма именно она поможет понять смысл.

Исландец Бальтасар Кормакур чувствовал себя как рыба в воде, снимая фильм об Эвересте. Внешне к ленте нет никаких претензий, разве что несколько раз возникает ощущение, что снежинки падают в павильоне. Мужские партии в «Эвересте» исполняют Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Сэм Уортингтон. За женские слезы отвечают Эмили Уотсон, Кира Найтли и Робин Райт. Кларк играет Роба Холла, главу «Консультантов…», ведущего группу альпинистов. Она состояла из восьми клиентов, в фильме акцент сделан на японке Ясуко Намба, покорившей уже 6 вершин, журналисте Джоне Кракауере, который должен написать рекламную статью о восхождении, своенравном техасце Беке Уэзерсе в исполнении Бролина и почтальоне Дуге Хансене. У каждого героя есть своя причина, почему именно он,  несмотря на все сложности, хочет покорить вершину.

В фильме нет как таковых конфликтов между персонажами. Зритель, привыкший понимать, кто в фильме за добро, а кто за зло, может ожидать этого и в «Эвересте». Однако антагониста здесь нет. Можно, конечно, назвать злодеем природу, буран, Эверест, но, по сути, проблема в самих людях, которые не отступили от желания покорить, но сдались перед желанием выжить. Герои здесь без прошлого, о каждом из них известен лишь факт, заставивший их предпринять попытку (а для кого-то и очередную) забраться на вершину. За время подъема зрители не привязываются к персонажам, за исключением разве что по-отечески заботливого Холла. Когда же героев настигает катастрофа, уследить за тем, кто на какой точке горы находится, очень сложно.

Удивляет, как люди, которые приложили нечеловеческие усилия к тому, чтобы покорить вершину, сдаются на обратном пути. Удивляет, как профессионалы идут на поводу у пожеланий клиентов на высоте почти в 9 тысяч метров. Если бы эти события не произошли на самом деле, после просмотра остался бы вопрос: зачем сняли фильм? Он не о преодолении, не о героизме, не об упорстве. Зрители привыкли, что ленты по оригинальным сценариям должны чему-то учить и проводить параллели с жизнью обычного человека. Приняв за практически чистую монету события (сколько выживших, столько и описаний произошедшего), вывод просится такой: человек амбициозен, но слаб. Без подкрепления тезиса словами о реальных событиях он кажется безосновательным. (Осторожно, спойлер!) Альпинисты оставляют попытки спастись, они замерзают. Японка, которая покорила 6 вершин мира, тоже засыпает и замерзает. Кажется, что можно приложить последние усилия, ведь на кону – жизнь. Как показывает эта реальная история вообще, и история, к примеру, японки Ясуко — достигнув желаемого, не всегда удается набрать сил для обратной дороги.

Одна из причин неудачного спуска, возможно, крылась в плохой организации подъема, многим альпинистам не хватило баллонов с кислородом на обратный путь. Но и она кажется зрителям, сидящим в мягких креслах кинотеатра, несмертельной и решаемой: еще немного усилий на спуск, и кислорода будет больше. В группах были опытные альпинисты, которые перед подъемом должны были подумать обо всех проблемах, с которыми можно столкнуться на высоте. Этот вопрос так и останется у зрителей, знающих об альпинизме, пожалуй, самые основы. Профессионального объяснения в фильме нет.

Как всегда, зритель ожидает чудесного спасения альпинистов, помощи поисковой группы с подножья, но финал молчалив и красноречив: Эверест – это могила людей, которые хотели в жизни достичь практически невыполнимого, но сдались в момент после. Тела некоторых участников экспедиции 1996 года так и не были найдены, они навсегда остались у вершины.

Разумеется, выжившие были. Троих спас наш соотечественник Анатолий Букреев, но этот факт в фильме является проходным. Единственный, которого можно было бы назвать героем, появляется в «Эвересте» всегда на втором плане, что вновь свидетельствует о том, что фильм не о героизме. Многие спасшиеся альпинисты не захотели или не смогли вернуться за членами группы, Букреев дважды поднимался за ними.

 

«Эверест» смотреть стоит: здесь и порядок подъема на вершину, и очередное осмысление стремления человека все ближе к небу, и прощальный разговор Холла с женой, который, без сомнения, станет самым запоминающимся моментом у женской аудитории. Мужчины же задумаются о покорении, но стоит ли это того?

Фильм выходит в российский прокат 24 сентября (превью в формате IMAX 17 сентября).

 

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.