Аргументы Недели → Кино

«Эверест»: не покорить, но вернуться

, 17:54

Чего ожидает зритель от фильма о покорении высочайшей вершины мира? Захватывающего сюжета о попытке, о последовавшем природном бедствии, о героизме альпинистов и, конечно, трагедию. Начиная смотреть фильм о восхождении, многие отдают себе отчет в том, что кто-то из персонажей героически погибнет, спасая своего ближнего. «Эверест» не об этом.

В 1996 году попытку покорить вершину предприняли две группы альпинистов, которых вели профессиональные гиды из коммерческих компаний «Консультанты по приключениям» и «Горное безумие» Роб Холл и Скотт Фишер. Светило солнце, ничего не предвещало трагедии, но она, как и стоило ожидать, произошла. Буран настиг группы из 6 опытных гидов и 16 клиентов во время спуска с вершины. Фраза «Основано на реальных событиях» уже не вызовет у зрителей, которые не знакомы с этой историей, трепета или повышенного интереса к героям, но под конец фильма именно она поможет понять смысл.

Исландец Бальтасар Кормакур чувствовал себя как рыба в воде, снимая фильм об Эвересте. Внешне к ленте нет никаких претензий, разве что несколько раз возникает ощущение, что снежинки падают в павильоне. Мужские партии в «Эвересте» исполняют Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Сэм Уортингтон. За женские слезы отвечают Эмили Уотсон, Кира Найтли и Робин Райт. Кларк играет Роба Холла, главу «Консультантов…», ведущего группу альпинистов. Она состояла из восьми клиентов, в фильме акцент сделан на японке Ясуко Намба, покорившей уже 6 вершин, журналисте Джоне Кракауере, который должен написать рекламную статью о восхождении, своенравном техасце Беке Уэзерсе в исполнении Бролина и почтальоне Дуге Хансене. У каждого героя есть своя причина, почему именно он,  несмотря на все сложности, хочет покорить вершину.

В фильме нет как таковых конфликтов между персонажами. Зритель, привыкший понимать, кто в фильме за добро, а кто за зло, может ожидать этого и в «Эвересте». Однако антагониста здесь нет. Можно, конечно, назвать злодеем природу, буран, Эверест, но, по сути, проблема в самих людях, которые не отступили от желания покорить, но сдались перед желанием выжить. Герои здесь без прошлого, о каждом из них известен лишь факт, заставивший их предпринять попытку (а для кого-то и очередную) забраться на вершину. За время подъема зрители не привязываются к персонажам, за исключением разве что по-отечески заботливого Холла. Когда же героев настигает катастрофа, уследить за тем, кто на какой точке горы находится, очень сложно.

Удивляет, как люди, которые приложили нечеловеческие усилия к тому, чтобы покорить вершину, сдаются на обратном пути. Удивляет, как профессионалы идут на поводу у пожеланий клиентов на высоте почти в 9 тысяч метров. Если бы эти события не произошли на самом деле, после просмотра остался бы вопрос: зачем сняли фильм? Он не о преодолении, не о героизме, не об упорстве. Зрители привыкли, что ленты по оригинальным сценариям должны чему-то учить и проводить параллели с жизнью обычного человека. Приняв за практически чистую монету события (сколько выживших, столько и описаний произошедшего), вывод просится такой: человек амбициозен, но слаб. Без подкрепления тезиса словами о реальных событиях он кажется безосновательным. (Осторожно, спойлер!) Альпинисты оставляют попытки спастись, они замерзают. Японка, которая покорила 6 вершин мира, тоже засыпает и замерзает. Кажется, что можно приложить последние усилия, ведь на кону – жизнь. Как показывает эта реальная история вообще, и история, к примеру, японки Ясуко — достигнув желаемого, не всегда удается набрать сил для обратной дороги.

Одна из причин неудачного спуска, возможно, крылась в плохой организации подъема, многим альпинистам не хватило баллонов с кислородом на обратный путь. Но и она кажется зрителям, сидящим в мягких креслах кинотеатра, несмертельной и решаемой: еще немного усилий на спуск, и кислорода будет больше. В группах были опытные альпинисты, которые перед подъемом должны были подумать обо всех проблемах, с которыми можно столкнуться на высоте. Этот вопрос так и останется у зрителей, знающих об альпинизме, пожалуй, самые основы. Профессионального объяснения в фильме нет.

Как всегда, зритель ожидает чудесного спасения альпинистов, помощи поисковой группы с подножья, но финал молчалив и красноречив: Эверест – это могила людей, которые хотели в жизни достичь практически невыполнимого, но сдались в момент после. Тела некоторых участников экспедиции 1996 года так и не были найдены, они навсегда остались у вершины.

Разумеется, выжившие были. Троих спас наш соотечественник Анатолий Букреев, но этот факт в фильме является проходным. Единственный, которого можно было бы назвать героем, появляется в «Эвересте» всегда на втором плане, что вновь свидетельствует о том, что фильм не о героизме. Многие спасшиеся альпинисты не захотели или не смогли вернуться за членами группы, Букреев дважды поднимался за ними.

 

«Эверест» смотреть стоит: здесь и порядок подъема на вершину, и очередное осмысление стремления человека все ближе к небу, и прощальный разговор Холла с женой, который, без сомнения, станет самым запоминающимся моментом у женской аудитории. Мужчины же задумаются о покорении, но стоит ли это того?

Фильм выходит в российский прокат 24 сентября (превью в формате IMAX 17 сентября).

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram