Свидетельством того, что Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" не пытается ни на чем спекулировать, приглашает к себе совершенно разных участников, является показ в его рамках фильма "Комбинат "Надежда". С его режиссером Натальей Мещаниновой мы записали разговор после показа фильма вечером 11 ноября.
-Наталья, скажите, каковы Ваши впечатления от фестиваля "Лiстапад"?
-Я давно хотела попасть на этом фестиваль, очень много хорошего о нем слышала. И мой фильм не скажу что приняли плохо- несмотря на то, что фильм вроде как получился скандальным.
-Для тех, кто данный фильм не видел, расскажите вкратце, о чем он.
-Место действия фильма «Комбинат «Надежда» (Kombinat Nadejda) – северный Норильск, город, удаленный от Большой земли, где и живут главные герои ленты – молодые люди с их мечтами и планами на будущее.
Главная героиня картины «Комбинат «Надежда», 17-летняя Света (Дарья Савельева), мечтает уехать из этого города вслед за своим любимым, а пока это у нее никак не получается, общается с ним в скайпе и ненавидит то место, где живет. Попутно Светлана общается также с компанией своих друзей, у каждого из которых есть собственные планы. Ребята часто и помногу говорят о том, к чему каждый стремится, но ничего не делают для того, чтобы этого достичь. Свой досуг молодежь проводит за музыкой, выпивкой, и одни такие посиделки плавно перетекают в другие. На этом общем безрадостном фоне день за днем обрабатывает драгметаллы главное местное предприятие, «Норильский никель». При этом неясным остается одно: впустую он работает или все же нет…
-В последнее время в кинематографе много картин, которые навевают тревогу и беспокойство, и Ваша картина, собственно говоря, тоже...
-У меня не было стремления украшать действительность.
-Прокомментируйте, пожалуйста, название фильма "Комбинат "Надежда" в свете того, что героиня Надежда в конце фильма тонет.
-Два факта, о которых Вы только что сказали, совпали случайно. Название фильма и имя героини появились в разное время.
-Почему для съемок был выбран именно Норильск?
-Долгая история. До того мы хотели там снимать документальное кино, я много занималась документалистикой, но и игровое кино в этом городе оказалось снять достаточно проблематично. "Норильский никель" в городе владеет абсолютно всем, и если там что-то снимать и решаются - то только какие-нибудь хорошие вещи, связанные с комбинатом.
Даже наш причесанный сценарий вызвал на комбинате недовольство. Но однажды ко мне на пробы пришел мальчик, который в итоге сниматься не стал, но сказал, что у него мама- заместитель главы местной администрации, и она успела дать нам разрешение на съемку до того, как сценарий прочитали на комбинате. Конечно, она получила потом по голове, но благодаря этому разрешению мы смогли начать съемку.
-В Вашей картине очень много мата, скажите, зачем это?
-Как оказалось, не все качественно ругаются матом, и поэтому приходилось довольно долго проводить кастинг. Но нашли парня, который до поступления во МХАТ долго работал на стройке, и он в этой роли просто жил.
На самом деле мы уже довольно много ездим по фестивалям, и мат - это главное, что обсуждают на каждом из них. И мне кажется, что мат- это единственное скандальное, что есть в фильме.
-Такой разговор - это менталитет людей Норильска, или такие люди случайно попадаются?
-Великий русский язык существует только в литературе, а я показала жизнь. И всё равно вешать ярлык кто духовный, а кто бездуховный я не имею права. Людей вообще я вижу много. Есть те, кто очень культурно изъясняется, но тем не менее иногда совершают поступки такие, от которых просто волосы дыбом встают.
-И какую же культуру фильм несет в массы?
-Я не несу культуру в массы. Я много снимала документальное кино, и один раз зритель просто оскорбился той реальностью, которая была показана в фильме. Так что резкая реакция на фильм для меня не нова. Очень много реальности, которая бьет по глазам, вы можете только принять это или отвергнуть.
-Как Дарья Савельева чувствовала себя на площадке?
-Было очень тяжело. Для того, чтобы вжиться, она уходила в тундру, но в конечном итоге всё получилось.
-Что Вы можете сказать о стыке документального и художественного в своей картине?
-Кастинг был долгий, и построен таким образом, что актер со своим героем слились. А эффект документальности, я считаю, был достигнут за счет формы.
-Откуда сцена в ресторане?
-Она постановочная, да и вообще все сцены там постановочные. То, что камера реагировала репортажно- такой был у нас смысл, такой был у нас посыл.
-Почему фильм всё время сопровождает шум?
-Потому что в Норильске- три завода, которые постоянно шумят.
-Насколько холодно было человеку, который плыл?
-Как бы мы ни старались одеть актеров - им всё равно было холодно. Хотя сами мы были в пуховиках, несмотря на то, что на дворе был август месяц. И так получалось, что тем, кто был в воде, было теплее, чем тем, кто был на суше.
-Спасибо за интересную беседу!