В разгаре 67-й Международный кинофестиваль в Каннах. Фильмы, уже показанные в конкурсе, производят добротное впечатление. То есть ниже высокой каннской планки не падают. Но и взлётов пока не заметно. Вся надежда на «Левиафана» А. Звягинцева, которого организаторы припасли на последний день фестиваля. И это хорошая примета. Впрочем, не будем гадать, а посмотрим, чем нас угостили каннские киноалхимики на этот раз.
Принцесса провинции
Как я уже писал в предыдущем номере «АН», на открытии нам предложили «Принцессу Монако» (реж. Оливер Даан) с Николь Кидман в главной роли. Для открытия (вне конкурса) фильм самый подходящий, потому что все конфликты в нём в формате «лайт». То есть то, что нужно публике открытия – начальству, спонсорам, их гостям и почётным гостям фестиваля.
Мы застаём героиню, легендарную Грейс Келли в исполнении Николь Кидман, когда она из центра Вселенной, т.е. Голливуда, где весь мир лежал у её ног, влюбившись в принца Монако (Тим Рот), перебралась в этот провинциальный уголок Европы с непонятным статусом. Причём амуры с принцем в фильме за скобками давности, у них уже выводок детей, и романтизма отношений не наблюдается. Экшен (действие) начинается с того, что в Монако приезжает сам Хичкок, предлагая героине главную роль в своём новом фильме. Она читает сценарий и будоражится. Но двор принца и семья, особенно министр протокола, решительно против. Чтобы принцесса на экране целовалась с другими мужчинами! И это первая драма, которую предстоит сыграть Николь Кидман. С одной стороны, статус принцессы. А с другой – сердце актрисы. Какой же выход найдёт героиня Николь Кидман? Не буду спойлером – смотрите кино.
Второй конфликт – это конфликт принца Монако в исполнении Тима Рота с высшей французской бюрократией, которая хотела бы это Монако съесть. И поэтому Тим Рот в фильме занят исключительно политикой. Хотя мог бы и обратить внимание на жену – благодаря Грейс Келли де Голль оставляет Монако в покое, а то ведь хотел вернуть княжество во Францию на правах автономной области. Подводя итоги, добавлю, что если у принца Тима Рота в течение картины два выражения лица, то у принцессы Николь Кидман личико поживее, её героине веришь, наверное, потому, что есть в ней не испорченное Голливудом австралийское простодушие.
Но в целом фильм оставляет противоречивое впечатление, потому что жанр сказки (тема принцессы) и жанр политико-исторического расследования (тема принца) между собой сочетаются так себе.
Убить всех
Если «Принцесса Монако» уводит звезду из Голливуда в Европу, то конкурсный фильм Дэвида Кроненберга «Маршруты к звёздам» приводит загадочную девушку из Флориды прямо в самый центр Вселенной – на звёздную дорожку Сансет бульвара. Причём левая сторона её миленького лица обезображена чем-то похожим на зарубцевавшуюся проказу. Фильм сразу «цепляет», потому что из аэропорта в L.A. её подвозит главный вампир современности Роберт Паттинсон, который в фильме опустился до того, что снимается в массовке в очередных «Звёздных войнах». Девушка в него, естественно, немедленно влюбляется. Ничем хорошим это не закончится, а пока девушка ищет и находит своего брательника, который снимается в сериалах для подростков и «звездит» уже по полной программе. Между тем их отец, который ведёт на ТВ шоу какой-то секты (типа сайентологов, но не сайентологов), узнает, что в L.A. появилась его дочь от первого брака. И сперва он даёт ей 10 тыс. баксов, чтобы убиралась, а потом избивает за непослушание. А она не хочет отваливать – у неё романтическое чувство к Роберту Паттинсону и к тому же она устроилась на работу к Джулианне Мур (подай-принеси). Мур, правда, её ни в грош не ставит и даёт указания, сидя на горшке и громко пукая (голливудские нравы).
Между тем сынок-звездун то ли наглотался таблеток, то ли, глядя на папу, схлопотал сектантскую овердозу искажённой реальности, душит в туалетной комнате своего маленького партнёра по сериалу, принимая его за призрак. Карьере капут. Колония для несовершеннолетних. Между тем Паттинсон везёт Мур к ней домой и удовлетворяет её похоть в авто (как вампир, он был загадочнее) прямо напротив её окон. А в окне притаилась её помощница, влюблённая в Паттинсона, сестра убийцы мальчонки из сериала. Понятно, что Мур, выйдя из машины и переступив порог своего дома, плохо кончит. Столько крови бывает только у Тарантино. Но у него всё-таки не кровь, а клюквенный сок. А тут всё серьёзно. Параллельно Кроненберг уничтожает семью малолетки. Сперва красиво в бутоне пламени сгорает мамаша, у которой оказалась огнеопасная одежда, потом от ужаса увиденного дохнет от инфаркта псевдосайентолог папочка. Короче, у брата и сестры теперь развязаны руки. Будущего нет. Но есть таблетки и вера в следующее рождение. Целомудренно прижавшись друг к другу, брат и сестра наконец-то обретают ледяное спокойствие навсегда.
Дух и плоть
По сравнению с фильмом Кроненберга все пока показанные фильмы конкурса к жанру «хоррор» отношения не имеют. Например, мы успели посмотреть два биографических фильма. Картина фестивального динозавра Майка Ли, известного склонностью к социальным темам, неожиданно посвящена жизни английского художника Уильяма Тёрнера. По замыслу режиссёра актёр Тимати Спалл должен нам представить образ Тёрнера как животного, физиология которого отвратительна. Идея автора в том, что даже в таком бесконечно хрюкающем животном может просиять божественный луч творчества. Фильм исследует тему плоти и духа, прибегая иногда к плакатным метафорам. Например, в начале фильма в доме Тёрнера бреют щёки свиньи перед тем, как фаршировать. А в следующем кадре бреют щёки самого английского художника. Вот такой пафос: отвратительное может быть сосудом прекрасного. Наверное, это как-то связано с либеральными ценностями и политикой мультикультурализма, но фильм меня не убедил. Что Тёрнер – животное, понятно довольно быстро, зачем на этом всё время настаивать? Да и слишком много эпизодов можно поменять местами без ущерба смыслу, то есть драматургия стремится к нулю. Надеюсь, жюри под председательством Джейн Кемпион оставит фильм без внимания.
Другой биографический фильм, показанный почтенной публике, это «Сен-Лоран» режиссёра Бертрана Бонелло (не путать с фильмом «Ив Сен-Лоран»). Фильм про известного французского кутюрье застаёт его тогда, когда он уже стал успешным брендом, и имя работает на него. Надо только придумывать дизайн то весенне-летних, то осенне-зимних коллекций. В остальное время Ив Сен-Лоран (Гаспар Улье) занят личной жизнью. Точнее, режиссёра интересует его интимная жизнь, его нетрадиционные сексуальные связи. Например, с мужским жиголо Жаком, который в исполнении французского секс-символа Луи Гарреля готов на всё, отхватив привязанность такого богатого Буратино. В какой-то момент фильм становится пародией на висконтиевского «Людвига», где герой Хельмута Бергера в перерыве между оргиями тоже думал о прекрасном. Но при всех банальностях фильма благодаря тому же Висконти в нём есть отличная находка – роль старенького Сен-Лорана пригласили исполнять старенького Хельмута Бергера. Глядя на него сегодня, думаешь о том, как жестока жизнь! И это тот, кого носил на руках Висконти в фильмах «Людвиг», «Гибель богов», «Семейный портрет в интерьере»?! Как говорила бабушка моей жены, почему я не умерла маленькой. Не будь титров, в современном Бергере-Лоране невозможно узнать того юного бога с горящими глазами, на которого тогда пролилась священная вода из чаши Грааля. Короче, появление Бергера в роли старенького Лорана неожиданно внесло в фильм глубину, как будто на мгновение просияло холодное солнце вечности и осветило тёпленькие превратности времени.
Русская мечта
А вне конкурса особым событием официальной программы стал показ документального фильма американского режиссёра Гейба Польски «Красная армия», посвящённого легендарной команде наших хоккеистов с капитаном Вячеславом Фетисовым, которая победила весь мир. Фильм не ограничен периодом, когда Фетисов и товарищи воплощали советскую мечту. Тогда все решения по команде принимало Политбюро СССР. Фильм следит за судьбой своих героев и во время перестройки, когда они порвали кабальные условия работы на государство и отправились на вольные хлеба в США. И в новых условиях Фетисов воплотил американскую мечту. И наконец, фильм переносит нас в современную Россию, где, в отличие от товарищей, Фетисов уже воплощает «российскую мечту» – много лет поднимал с нуля отечественный спорт в качестве министра, а теперь политик, сенатор.
В следующий раз я расскажу о других интересных фильмах фестиваля и прокомментирую его призы, а пока хотелось уточнить, что мой традиционный «Тихий дом» о Каннском МКФ выйдет 24 мая на Первом канале не в 0:45, как написано в программе, а в 0:10. Не пропустите! Есть вероятность, что наш режиссёр Андрей Звягинцев со своим «Левиафаном», который будет показан в последний день фестиваля, получит приз. Пока просмотренные фильмы на «Золотую пальму» не тянут.