Футбольные фанаты. Про них знает каждый, кто хоть раз был на стадионе или смотрел футбол по телевизору. Матерные кричалки, огни файеров, затянутое дымом поле – это все они. Фильм «Околофутбола», с успехом прошедший на экранах, показывает другую сторону этого явления, закрытую для непосвященных. Автор сценария Дмитрий Лемешев рассказал «Аргументам недели» о фильме и о том, почему футбольные хулиганы могут оказаться силой, цементирующей страну.
Один в поле не воин
- Футбольные хулиганы, судя по прессе, совершенно маргинальный элемент. А у вас они интеллектуалы.
- Критики увидели только насилие и отморозков. Никто не заметил главную идею фильма - мы не знаем, рядом с кем живем. Чтобы человек из профессорской семьи дрался? Не может быть! А на самом деле у главных героев картины – реальные прототипы.
Это фильм про нашу страну, про нас. В мирное время мы почему-то ненавидим друг друга. И речь не о хулиганах. Обо всех. Лишь когда приходит беда, появляется враг – это нас сплачивает. Та же Вторая Мировая война стала Великой Отечественной не сразу. Футбольные хулиганы в этом плане резко отличаются от нас. Они умеют сплачиваться сразу, объединиться против любого врага.
- Манежка это и показала
- Да. Случилась несправедливость. Если бы не стали отпускать убийцу Егора Свиридова – то не было бы и манежки. Но это случилось, и фанаты объединились мгновенно. На Манежке были отнюдь не только «спартачи». Когда надо, бывшие враги моментально становятся плечом к плечу.В определённый момент, когда надо, они забывают обо всём и становятся единым целым.
Спрашивают - почему они всё время дерутся? Задавай вопрос себе! Почему ты всегда кого-то ненавидишь? Ненавидишь соседа, мента, правительство… В Интернете сплошные склоки и срач.
- В фильме нет ответа на вопрос «Зачем вы дерётесь»…
- Потому что его не существует. Это вопрос личный. Такой же, как и «В чём смысл жизни?» Говорят, хулиганы - это люди, не устроенные в жизни, они дерутся, чтобы как-то себя выразить. Это совершенно не так. Многие из них вполне успешны. Порой даже успешней, чем средний российский гражданин, который работает офис-менеджером, каждую пятницу напивается в говно и всю неделю влачит тоскливое существование.
- А в вашем мировоззрении эта работа что-то изменила?
- Я узнал новых людей, чем они живут. Не нужно на всё вешать бирки. Вот он занимается балетом – он хороший. А эти плохие, потому что они дерутся. Но мир на самом деле намного сложней.
Кто-то марки собирает, кто-то монеты, а кто-то дерётся. Но если ты придёшь к филателистам или нумизматам и отнимешь их коллекции – они будут страдать поодиночке. С фанатами такое не проктит.
Сами хулиганы вне политики. Но их постоянно пытаются заманить в эту игру, чтобы они принадлежали какой-нибудь политической силе. Все хотят использовать их сплоченность в своих целях. Но, насколько я знаю, пока никому это не удалось. Если фанаты в чем-то участвуют, то по своей инициативе. Попытки привлечь их на свою сторону будут продолжаться. Но, дай Бог, они туда не пойдут.
- В нашем кино не принято поднимать вопрос этнической розни. В «Околофутбола» эта тема прозвучала громко и остро.
- Так как мы изначально собирались делать честную картину, то если бы этот вопрос стыдливо обошли стороной, нас бы обвинили в халтуре. Национальный вопрос в фильме есть. Но он не доминирует в околофутбольных кругах. Да, среди фанатов есть националисты. Но никто из них не пойдёт специально ломить тех же таджиков. Чтобы фанаты не выходили на «тропу войны» против иноверцев, достаточно, чтобы все было честно. Но пока этого не получается.
У нас сейчас, если ты не принадлежишь к какой-то большой субкультуре, тебя могут растоптать. Вот на МКАДе сбивают байкера. И тут же приезжает 200-300 его товарищей. То же единение и сплочение.
В нашей стране одиночке не выстоять.
Груз Великой Отечественной войны вынесли на себе три братских народа – это русские, белорусы и украинцы. И если наши страны могут на международным уровне поссориться друг с другом, то фанаты этих стран дружат между собой.
Наше кино на этапе становления
- Фильм снят по нынешним меркам за копейки – два с половиной миллиона долларов. Он может оказаться коммерчески успешным?
- Нет, к сожалению. Многие авторы в разных изданиях писали, что хоть фильм якобы полное дерьмо, но всё равно соберёт деньги. Они не понимают ничего, ни в кинопрокате, ни в кассовых сборах. Чтобы окупиться, фильм должен собрать вдвое больше, чем затрачено – как минимум половину заберут кинопрокатчики. Плюс в другом. Наше кино переживает этап становления. Появляются картины, на которые идет зритель, начинает доверять российскому кино. Зритель больше не говорит – это русский фильм, значит плохой. Он говорит - была «Легенда №17», «Околофутбола», значит, можно наше кино смотреть. Посмотрим, как пойдёт со «Сталинградом». Прибыль он, конечно, не принесет. На него потрачено 30 миллионов, ни один российский фильм 60 млн. не соберёт. Но это имиджевый проект для государства. Если кино соберёт хотя бы 30 млн. это уже будет в копилку нашего кинематографа. (На момент выхода статьи «Сталинград» собрал 36 млн. долл. – прим «АН»).
- Многие считают Бондарчука клипмейкером, который умеет делать только красивую картинку.
- Он действительно клипмейкер. Надеюсь «Сталинград» станет его реальным режиссёрским дебютом. Потому что даже «9 рота» - это калька на американские фильмы. Никита Сергеевич Михалков говорил, что у Федора нет своего режиссёрского почерка. А он должен быть.
У того же Михалкова он есть. «Пять вечеров», «Утомлённые солнцем» – большие картины, которые сделали его великим режиссёром. То, что с ним происходит в последние годы – непонятно. Но это молодым урок – с успехом надо быть осторожным. Ведь редкий режиссёр, взрослея, остаётся в замечательной форме. Это проблема всех больших режиссёров, а не только Михалкова.
- Отечественный фильм - это часто некоторая недосказанность. Когда после просмотра нужно ещё и своей головой подумать.
- А кто будет думать? На смену сочинениям пришло ЕГЭ. Но именно экзамен по русскому и литературе всегда требовал аналитики. Когда нужно рассмотреть героя и понять, что это не просто персонаж и проблема гораздо выше. Но зритель выше не прыгает.
Прослойка думающих людей уменьшается. И это на руку глобалистам. Очень просто контролировать человека, который не смотрит дальше своего носа. Ты работаешь, платишь ипотеку, раз в год ездишь в Турцию. А вот сюда и сюда не лезь. Живи в коробочке - и всё будет хорошо.
Сейчас многие люди, которые приходят в университет – не обучаемые. Это самое страшное.
Раньше ты мог прийти даже с маленьким базисом. Можно вспомнить Шукшина, который пришёл во ВГИК абсолютно необразованным человеком. Но учился рядом с Тарковским, рядом с людьми, которые знают историю и т.д. Шукшин начал себя самообразовывать. Учился так, что во ВГИКе до сих пор легенды ходят.
А сейчас скопировал в соцсети цитатку - и сразу считаешь себя умным. Даже цитатку осмыслить не дают себе труда. Взять Ницше – что не убивает, делает тебя сильнее. Чушь! Посиди в ГУЛАГе и выйдешь совершенно разломанным человеком, а вовсе не станешь сильнее. Или Достоевский – Красота спасёт мир. Но не было такого! Это с иронией говорила героиня «Идиота». У нас модно что-то вырвать из контекста.
Мы не любим друг друга
- Фильм снят со стороны спартаковских фанатов. Идея принадлежала им?
- Нет, двигатель идеи - исполнительный продюсер фильма Елена Быкова. Она хотела снять такой фильм ещё 8 лет назад. Она нашла меня, пригласила к настоящим хулиганам и топ-лидерам группировки «Flint’s Crew». Сами «Флинты» особо желанием не горели. Решающим аргументом оказалось – если они не согласятся, то согласятся их противники – те же «кони».
- Слышал, что фильм едва ли не документален?
- Историю хотели делать честной. Но всё-таки в кураже съёмок немного присочинили. Скажем, в дерби с ЦСКА Спартак проиграл, а по фильму выиграл. Да и в драке с «Зенитом» на самом деле была ничья. Кстати, кроме главных героев большую часть ролей исполнили фанаты соответствующих команд.
- Это ваш первый серьезный фильм. Проснулся знаменитым?
- Наоборот. Критики же размазали картину. Но главное, что народ пошёл. Ни один критик не скажет, как снять кино, на которое будут ходить люди.
- «Околофутбола» исключили из программы Питерского кинофестиваля, мол, он аморален и антигуманен.
- При этом фильм получил второе место в борьбе за приз зрительских симпатий. От лидера отстал всего на одну сотую балла. Первое место заняла аргентинская картина «Ваколда». Вот там была жесть! Про врача, который ставил опыт на 12-летней девушке. Это, конечно, очень гуманная картина, ничего не скажешь.
- Почему так получается?
- Это главная беда нашего времени и нашего общества. Мы друг друга не любим. Критик не любит кино – киношник не любит критиков. Это вечная вражда и что нас может объединить не понятно. Мы знаем, что может объединить футбольных хулиганов. А что объединит критиков и кино никто не знает.
Тот же «Брат» был ужасно встречен критиками. А в итоге стал народной картиной. Балабанов великий режиссёр и он чувствовал время. Об этом он и снимал.
- «Околофутбола» может занять место «Брата»?
- Нет. Данила Багров был олицетворением всего тогдашнего общества. Он запал в душу всей стране. Футбольные хулиганы все же лишь один из пластов нашей жизни.
Моды не будет
- Не боитесь, что фильм вызовет волну моды на хулиганство?
- Да не пойдёт никакая волна. Ну, появятся «модники», которые в плане одежды захотят быть похожими на эту субкультуру. Одежда аутентичная, дорогая. Мы заимствовали эту моду у англичан. В 96-ом году туда поехали наши бритые фанаты в берцах. А там увидели, что легендарные британские «хуллз» - нормальные молодые парни в кроссовочках… А мода на драки? Очень сомневаюсь. Это больно, и за это полиция прессует.
- Большинство драк действительно перекочевало в лес.
- Потому что никто не хочет играть с властью. В лесу подрались, потом разошлись. А в городе практически гарантированно попадешь в участок. И хорошо, если срок не получишь. Кстати, когда снимали кино, мы сначала опасались, как уживутся болельщики разных команд. Но через некоторое время увидели, что они и отдыхают после съёмок тоже вместе.
Справка «АН»
Часто путают понятия «болельщик», «фанат» и «хулиган». Болельщика интересует футбол и игра клуба. Фаната – процесс «боления». Фанаты «шизят» на трибунах и болеют за клуб организованно. Хулиганы (хуллз) – это боевые отряды, цель которых схватка с такими же хулиганами команды-противника. Футбол как таковой их интересует мало. С «мирными жителями» хулиганы практически не пересекаются.
Словарик «АН»
«Мясо», «мясные» - фанаты московского «Спартака»
«Кони» - фанаты ЦСКА
«Бомжи» - фанаты питерского «Зенита»
«Фирма» - организованная «банда» футбольных хулиганов со своим названием и символикой.
«Основа» - костяк «фирмы»