Аргументы Недели → Кино № 25(367) от 04.07.2013

35-й ММКФ: Пар из котла

, 17:30 , Кинокритик, тележурналист

Закончился 35-й Московский международный кинофестиваль, жюри наградило лучших. Во многом моё мнение совпало с призовой политикой фестиваля (см. предыдущий номер «АН»). Дай бог, чтобы «Георгии» помогли победителям в прокатной судьбе на родине, так как у нас им прокат не светит. Разве что серебряный «Георгий», совершенно справедливо доставшийся Алексею Шевченкову за роль Иуды в одноимённом фильме, сможет помочь карьере этого талантливого актёра. Поэтому бог с ними, с призами, поговорим о тенденциях.

В прошлом выпуске я писал о том, что мировая буржуазия разжигает гендерную революцию, чтобы отвлечь народы Европы от классовой борьбы. Но, видимо, до Грузии щупальца мирового капитала если и доползли, то социальную проблематику ещё не задушили. Именно к классовой борьбе призывает фильм Арчила Кавтарадзе «Беспредел», рассказывающий о судьбе заключённого. А если учесть, что при Саакашвили в тюрьмах сидело 10% населения страны, то можно представить масштабы злодеяний правящего режима.

Герой фильма по неосторожности сбил мужчину и девушку, и приговор его зависит от того, выживут они или нет. Сразу это неясно, и так достигается определённое напряжение. Но каждая новая сцена усиливает наши ожидания. Ведь то, что творят тюремщики над своими узниками, иначе как беспределом не назовёшь. А один, который с сединой, так вообще законченный садист.

Не буду описывать, как они издеваются над заключёнными, потому что противно. Но поскольку рыба гниёт с головы, то фильм звучит как манифест по свержению кровавого режима. Впрочем, в Грузии это произошло демократическим путём.

Русский фильм «Скольжение», снятый режиссёром Антоном Розенбергом в стиле датской «Догмы» (камера с плеча, имитирующая достоверность происходящего), тоже выплёскивает с экрана такое количество агрессии, что хочется возблагодарить кинематограф, что он даёт возможность перевести её в цифру.

Как-то известный французский режиссёр Франсуа Озон сказал, что, если бы ему не удалось стать режиссёром, он пошёл бы в бандиты. Слава богу, что Антон Розенберг стал режиссёром. Его герой по кличке Пепл – сотрудник группы Госнаркоконтроля – ещё обладает более-менее человеческим лицом. Все остальные персонажи фильма – сгустки белка. Когда их привычная схема работы с наркодилерами рушится, так как в их группе оказался осведомитель ФСБ, то оборотни в погонах начнут искать «крысу» и под подозрение попадёт именно Пепл. Он, сражаясь за жизнь и спасая жену, «мочит» оборотней, достаётся и фээсбэшникам. При этом всё снято в клиповой манере. И это тоже современный тренд – ориентация на молодёжь, испорченную MTV, не выдерживающую изображение дольше 30 секунд.

Этот тренд подтверждает и польская картина «Дорожный патруль», снятая режиссёром Войцехом Смаржовским тоже в клиповой манере. Только эффект присутствия обеспечивается уже не расфокусом, а многочисленными кадрами, снятыми на мобильный телефон. В фильме, как и в «Скольжении», мы попадаем в мир альфа-самцов, где невинно обвинённый сержант Рышард пытается найти правду. На сей раз героя обвиняют в убийстве коллеги. Впрочем, парень он вообще не фартовый. Когда выяснится, что он не виноват и вернётся в строй дежурных патрульщиков, судьба нанесёт по нему удар с другой стороны.

На удивление динамично снял свой новый фильм «Роль» ветеран ММКФ Константин Лопушанский. Он переносит нас в кровавые годы Гражданской войны, когда красный комиссар казнил белых пленных, причём «в расход» пускал не всех – женщин и детей не трогал. Тут Лопушанскому важен контраст с толпой, которая в паровозной топке сжигала всех без разбора. Комиссар впоследствии исчезает, но выясняется, что он, как близнец, похож на известного русского актёра, который переехал в Финляндию. Узнав об этом и выкупив через агента все документы комиссара в архиве, актёр настолько проникается его образом, что сбривает свою роскошную шевелюру и отправляется партизанскими тропами в Петербург, чтобы предстать в роли комиссара. Его признают боевые товарищи. Это будет его настоящая грандиозная роль. Максим Суханов справился с ней великолепно. Момент перевоплощения актёра в комиссара и его жизнь в чужом теле завораживает, а Петербург эпохи нэпа становится лучшей декорацией для всей истории.

Максим Суханов в фильме «Роль»

В Петербург начала века переносит нас и фильм «Распутин», который был показан на закрытии 35-го ММКФ. Здесь, в отличие от «Роли» Лопушанского, город на редкость пустой. Не насыщен он и эмоционально, потому что не понятно, на каких позициях режиссёр. Нам рассказывается вроде трагическая история, когда царь Николай пускает во дворец развратника Распутина (Жерар Депардье), потому что он чудесным образом вылечивает больного наследника, а царица (Фанни Ардан) готова на всё ради сына. Потом прорисовывается роль Феликса Юсупова (Филипп Янковский), который, выполняя своеобразно понятый долг перед монархией, казнит Распутина, совершая контрольный выстрел в голову.

Кадр из к/ф «Распутин»

Из отснятого материала было сделано две версии – русская и французская, причём русская почти на час меньше французской. Режиссёр русской версии Ираклий Квирикадзе сделал фильм динамичнее, однако изначально снятый в глянцевой стилистике, он не содержит никакого послания. Депардье играет от души, особенно он хорош в сценах с царицей (Фанни Ардан), с царём (Владимир Машков) и Вырубовой (отличная работа Анны Михалковой). Но больно холоден царь, не лицо, а маска. Царь мог быть поживее.

Что касается Филиппа Янковского, то его князь Феликс вполне занимательный, в такого Юсупова, пожалуй, можно поверить. Но «контрольный выстрел в голову» – это что-то из сериала «Улицы разбитых фонарей».

Думаю, что вы, дорогие читатели, скоро увидите этот фильм, напечатано рекордное количество его копий. А я прощаюсь до следующего номера, в котором по традиции расскажу, что было интересного на фестивале в Карловых Варах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram