В разгаре Каннский кинофестиваль, и он в очередной раз доказывает право называться первым фестивалем мира. Программы охватывают практически все направления развития мирового кино, в чём-то их формируя. А конкурс, открытый в этом году и для экзотического коммерческого кино, представляет практически все жанры. Свои новые фильмы представили и лидеры авторского кино, которое никто и не думает противопоставлять зрительскому.
Среди лидеров, конечно, братья Коэны, чей фильм «Внутри Льюина Девиса» переносит нас в Нью-Йорк 1961 года – период расцвета музыки жанра фолк, исполнители которой выступали по барам, за гроши записывали пластинки. Один из таких энтузиастов – Люин Дэвис (Оскар Исаак), молодой исполнитель, у которого ни кола ни двора, но есть мечта выбиться в люди, а не жить из милости друзей. Любовница прогоняет его и собирается делать аборт.
Но глазам своим не верю – это Кери Муллиган, сыгравшая возлюбленную Леонардо ДиКаприо в «Великом Гэтсби». И вот, сойдя с небес на землю, она показывает, что умеет быть не только воздушной мечтой и иконой любви, но может жить бытовой жизнью, злиться и выражаться не совсем литературным языком. Чтобы как-то поправить дела, герой решается автостопом добраться в Чикаго и показаться музыкальному воротиле.
Коэны, известные как авторы иронических метафор, на сей раз порадовали образом рыжей кошки, которую вместе с квартирой доверили музыканту простодушные друзья. Пропажа кошки и её поиски, находка кошки-двойника и её дальнейшая судьба становятся в картине параллельным действием, возможно, символизирующим судьбу белой и пушистой мечты героя. Поскольку в фильме всё время поют и записывают фолк-музыку, то любителям жанра он будет, безусловно, интересен. Всех остальных порадует отменное чувство юмора, которое не изменило братьям Коэнам и на сей раз.
Другой американец, который работает как фабрика, делая по два фильма в год, это Стивен Содерберг. Только что на берлинском МКФ был показан его психологический триллер «Побочный эффект», и вот в Каннах новый фильм – «За канделябром», тоже избравший в качестве темы мир музыки. Только речь идёт уже не о маргиналах, а о победителях. Действие переносится в 70-е и продолжается в 80‑х, когда в концертных залах Лас-Вегаса и на ТВ во время самых крупных церемоний, таких как, например, вручение Оскара, ещё до Элтона Джона блистала звезда пианиста по имени Либераче.
Играя короля на сцене и королеву в жизни, Майкл Дуглас наделяет своего героя всеми чертами блестящей пошлости столицы американского игорного бизнеса. Его вилла обставлена мебелью и канделябрами Людвига Баварского, но без всякой меры. Всё блестит золотом и серебром, как и его сценические костюмы, а если шубы – так до пят, а если перстни – то на всех пальцах. Его богатство неслыханно, и вымуштрованная челядь делает всё возможное, чтобы угодить ему.
В такую среду попадает герой сильно помолодевшего Мэтта Дэймона, который хочет стать ветеринаром. А тут как раз у пуделя героя Дугласа проблема с глазами. И герой Дэймона рекомендует лекарства. Короче, слово за слово, и вот уже юноша с бокалом шампанского оказывается с Либераче в джакузи…
Финансы будут петь романсы ещё пять лет, за это время герою Дэймона сделают пластику, выпрямят носик, сделают более мужественный подбородок. Он будет получать дорогие подарки, получит статус приёмного сына. А потом его отправят восвояси. У королев фавориты меняются...
Весьма поучительная история, рассказанная Содербергом с максимально добродушной иронией по отношению к оборотной стороне мира шоу-бизнеса, где даже бриллианты от их непомерного количества кажутся бижутерией. Находя для своего героя узнаваемые и неожиданные краски, Майкл Дуглас выкладывается на все сто, да и Мэтт Дэймон, обычно не балующий нас разными выражениями своего лица, на сей раз довольно разнообразен. Фильм на сегодняшний день стал главным хитом Каннского кинофестиваля.
Среди американских режиссёров-брендов особое место занимает София Коппола, предпочитающая жить в Париже. Впрочем, своё кино она снимает в Лос-Анджелесе. На сей раз её фильм под условным названием «Разомкнутое кольцо», показанный в «Особом взгляде», основан на реальных фактах, имевших место в столице американского кино-шоу-бизнеса. Итак – объединившись в воровскую банду, четыре старшеклассницы и близкий им по духу тинейджер, обворовывают особняки звёзд, которые те, отправляясь на гастроли, доверчиво оставляют не очень прочно закрытыми. Будучи ушиблены гламурными журналами на полную голову, подростки искренне считают, что обладание брендовыми вещами сделает их заметными личностями. Перебираясь из одной гардеробной комнаты в другую вместе с воришками, камера Копполы хихикает над обществом потребления в целом. Например, в кадр попадает целая зала в особняке одной звезды, посвящённая исключительно туфлям. Даже если их менять каждый день – жизни не хватит. Впрочем, звёзды первыми купят капли бессмертия, когда их наконец-то изобретут. Что касается подростков, то они рано или поздно попадут в камеры наружного наблюдения. Могли бы попасть раньше, ведь про героев и «послание» фильма всё становится ясно довольно скоро. Но тогда бы это был короткометражный фильм.
В конкурсе заметное место заняли в этом году французские фильмы. Хотя картины, снятые на французском, имеют не очень большие шансы на международный прокат. Может быть, поэтому всё чаще французские режиссёры снимают истории, которые оправдывают оригинальный английский. Так, в основу фильма Арно Деплишана «Джимми Пи» лёг сюжет о ветеране Второй мировой войны, индейце по национальности, который в результате травм получил диагноз «шизофрения». И вот к нему, герою Бенисио Дель Торо, в госпитале для военных ветеранов в Канзасе приезжает французский антрополог, психоаналитик, изучающий культуру коренных народов Америки. В исполнении блестящего актёра Мэтью Амальрика этот специалист вступает в диалог с больным индейцем, но постепенно, восстанавливая картину его жизни начиная с детства, находит те места его психики, куда болезнь пустила свои метастазы, и постепенно блокирует их. Впервые видел работу психоаналитика, в чём-то близкую к работе детектива. Фильмы про заботу европейской цивилизации о малых народах всегда на фестивалях вызывают слёзы умиления, но в данном случае Дель Торо и Амальрик – парочка, за которой интересно наблюдать.
Любимец фестивалей Франсуа Озон представил на сей раз картину в известном жанре «4 сезона» под названием «Молодая и прекрасная». Героиню Изабель (Марина Вач) мы застаём летом, когда она заводит пляжный, ни к чему не обязывающий роман с молодым немцем, который лишает её невинности. Лето переходит в осень, когда Изабель начинает жизнь проститутки, с которой одинокие командировочные и просто постояльцы гостиниц могут связываться по Интернету и назначать встречи. Озон ставит эксперимент – сперва над девушкой из обычной столичной семьи, а потом и над самой семьёй, когда осень переходит в зиму, и похождения девушки становятся известны её мамаше.
Марина Вач держит кадр, интересно наблюдать, как в неё, домашнюю девочку, вселяется какая-то лярва и расползается по её молодому и прекрасному телу.
Но лучшим фильмом фестиваля на данный момент я считаю фильм итальянца Паоло Соррентино «Великая красота». Мы переносимся в современный Рим, который видим глазами богатого бездельника Джепа (Тони Сервилло), в первых кадрах фильма справляющего своё 65-летие. Когда-то он написал книгу, но с тех пор его жизнь протекает на собственной террасе с видом на Колизей, где он разглагольствует среди близких друзей и боевых подруг, попивая то один лонгдринк, то другой. Или на модных вечеринках, где собирается высшее общество.
Кажется, что Рим живёт в состоянии сплошного перформанса. Здесь активистка современного искусства, раздетая догола, с изображением серпа и молота на неприличном месте, с разбегу бьётся головой о каменную стену. Зрители на траве ей аплодируют, когда, раненная, она говорит им: «Ненавижу». Одновременно девочка орудует банками краски, свирепо нанося их на полотно, размазывая их на себе, и гости очередной вечеринки наблюдают «творческий» процесс с бокалами шампанского. А вот на встречу известной монахини собираются кардиналы со всего мира, целуют ей, сидящей в специальной резной ракушке из слоновой кости, руку, а потом у неё случается фотосессия с некоторыми из них. Особенно хороши кардиналы из Африки в соломенных юбках.
И каждый день что-то происходит, но картина открывает нам и недоступный Рим, куда туристу не попасть. Герой со своей очередной пассией отправляется по дворцам с настоящими римскими сокровищами, ключи от которых хозяева доверили специальному ключнику, другу героя. В одном из них, среди античного великолепия в самой дальней зале режутся в карты три старушки-княгини, которым принадлежит пол-Рима. Среди этого буйства разных энергий герой живёт жизнью гедониста и сам страдает от этого, потому что в какой-то момент понимает, что жизнь проходит зря. Ему приходит на память первая любовь, и теперь ему понятно, что она была единственным настоящим событием в его жизни. Великолепная работа актёра, заставляющего нас за внешними реакциями на гротескный окружающий мир видеть его далеко не простую внутреннюю жизнь, даёт надежду, что приз за лучшую мужскую роль достанется ему.
Впрочем, призовую политику фестиваля я проанализирую в следующем номере. А пока напоминаю, что подробный дневник фестиваля вы сможете увидеть в моём «Тихом доме» на Первом канале 26 мая в 23.30, где в финале я покажу и счастливые лица победителей.