В административном центре Южного Федерального округа начался показ конкурсных лент международного кинофестиваля документальных фильмов. Ростовчане и гости города смогут познакомиться с программой «Эхо Флаэртианы» в Доме кино вплоть до 27 марта.
Победителем XII Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», который проводится в России, стал фильм «Дурная погода» итальянского режиссера Джованни Джомми. В программу фестиваля 2012 года вошло более ста фильмов российских и зарубежных документалистов. В Международном конкурсе 2012 года были представлены фильмы, ставшие участниками мировых фестивалей: 62-го Берлинского кинофестиваля (Германия, 2012), ZagrebDox (Хорватия, 2012), Bellaria (Италия, 2012), DocAviv (Израиль, 2011), Hotdocs (Канада, 2012). За каждым фильмом программы стоит уникальная история людей, находящихся по обе стороны кинокамеры.
Фестиваль «Флаэртиана» посвящён фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни, сформированную и сформулированную режиссёром по законам драматургии. Первый фильм этого жанра «Нанук с Севера», снял американский режиссер Роберт Флаэрти в 1922 году. Фильм стал эстетическим манифестом для последующих поколений кинематографистов. В отличие от своего советского коллеги Дзиги Вертова, который в то время экспериментировал с монтажом, разрабатывая тип экранного мышления, который мы сейчас называем клипом, Флаэрти сосредоточился на длительном наблюдении своих героев.
Естественность поведения документального героя - главная задача режиссера, работающего в жанре, который открыл американский документалист. Практическим и теоретическим вопросам этого жанра документального кино и посвящается этот кинофорум.
Фестиваль «Флаэртиана», получивший имя американского режиссера, обозначил эстетические принципы, которые Роберт Флаэрти впервые применил в фильме «Нанук с Севера». Это фильмы, в которых «человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии». В основном, это фильмы – портреты современников. Этой эстетической платформой руководствуется отборочная комиссия, в которую сегодня входят кинокритики Виктория Белопольская, Марина Дроздова, кинорежиссеры Борис Караджев и Павел Печенкин.
Организаторы этого кинофорума расширяют географические границы своего фестиваля с помощью фестивальной программы «Эхо Флаэртианы», в которую входят избранные фильмы Международного конкурса и российской программы. В Ростове-на-Дону представлены 14 таких лент.
В частности, «В ожидании женщин» (Великобритания, 2008 г., режиссёр Стефан Вагнер). В отдалённой испанской деревушке Риофрио женщин нет уже много лет. Остались только мужчины, лишённые надежды на какие-либо отношения. Неспособные больше мириться с такой ситуацией, они загружают в Мадриде автобус незамужними женщинами и везут в своё одинокое пристанище.
Конечно, идеальный вариант для создания пары - это влюбиться! Но так как их прежний опыт общения с женщинами сводится к матерям и придорожным проституткам, то всё идёт совсем не так, как хотелось бы.«В ожидании женщин» – это трогательный фильм о любви и одиночестве, миграции и надежде.
Награды: Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс, Калифорния/США Лучший студенческий фильм; фестиваль «Ла Филья», Вальядолид/Испания – Лучший документальный фильм; Международный фестиваль документального кино в Уругвае – Специальное упоминание жюри; Go Short, Нидерланды, Приз зрительских симпатий.
Lost Boys (Россия, 2011 г., режиссёр Варвара Обросова). Фильм о поколении людей, родившихся в восьмидесятые, выросших в девяностые. Они выросли, лишённые какой-либо идеологии. Автор хочет разобраться, действительно ли у его поколения есть та духовная пустота и потерянность, или же это миф?
Награды: приз от РИА «Новости» и Центра документального кино DOC, МКФ «Флаэртиана», 2012.
«Нет проблем» (Россия, 2012 г., режиссёр Таисия Решетникова). Фильм-портрет поколения современных молодых людей. Каждому из них задают только один вопрос: «Что тебя сейчас волнует больше всего? О чём ты переживаешь?» Удивительно, насколько разными могут быть проблемы и как сильно порой можно переживать насчёт вещей, казалось бы, незначительных.
Многие проблемы не так страшны, какими кажутся на первый взгляд, многие проблемы мы сами себе придумываем, по сравнению с некоторыми проблемами все остальные кажутся просто ерундой. Проблемы создаем мы сами, думая, мучаясь и говоря о них. Но что бы мы без них делали?
«Жизнь в фотографиях» (Израиль, 2011 г., режиссёр Тамар Таль). В свои 96 лет Мирьям Вайссенштайн представить себе не могла, что откроет новую страницу своей жизни. Когда Дом фотографии, дело всей жизни её покойного мужа Руди, оказался под угрозой сноса, даже эта упрямая и бескомпромиссная женщина поняла, что нуждается в помощи.
На мрачном фоне семейной трагедии у Мирьям и её внука Бена сложились особые отношения – их объединило общее дело по спасению студии и почти миллиона негативов, документально зафиксировавших ключевые события истории государства Израиль. Несмотря на конфликты и разницу в поколениях, Бен и Мирьям предпринимают совместное путешествие, состоящее из множества смешных и трогательных сцен, – путешествие, для которого потребуется любовь, мужество и сострадание.
Награды: Призы за лучший фильм и за лучший монтаж Международного кинофестиваля «DocAviv», Израиль, 2011; приз «Talent Dove» Международного кинофестиваля в Лейпциге, Германия, 2011; Гран-при Международного телевизионного фестиваля в Баре, Черногория, 2011; приз студенческого жюри фестиваля документального кино «One World», Чехия, 2012; Специальное упоминание фестиваля DocuDays UA в Киеве, 2012; приз зрительских симпатий на фестивале «Hotdocs», Канада, 2012; приз зрительских симпатий Краковского кинофестиваля, Польша, 2012; Лучший фильм Шанхайского телевизионного кинофестиваля, Китай, 2012; приз зрительских симпатий фестиваля еврейского кино в Берлине, Германия, 2012; Специальное упоминание жюри Диплом XII Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана-2012», Россия.