Фестиваль датского кино «Немое кино + живая музыка: датский феномен» открылся в кинотеатре «Аврора». Первым фильмом программы стала работа режиссёра Фореста Хольгера-Мадсена «К свету» 1919 года с легендарной Астой Нильсен в главной роли. В качестве тапёра выступил пианист Александр Лыгун.
Фильм Хольгера-Мадсена «К свету» - не самый заметный в мировом репертуаре немого кино. Для большинства синефилов датское немое кино ассоциируется с творчеством Карла Теодора Дрейера. Но, как заметил киновед Алексей Гусев во вступительном слове к фестивалю, творчество это «стало лишь высшим и, стоит заметить последним проявлением, последним плодом той великой национальной киношколы, где на протяжении десятилетия трудились сотни профессионалов высочайшего класса, без которых Дрейер, с его одержимостью подлинностью и авторским строением фильма, просто не появился бы».
Если Дрейер известен как режиссёр сугубо авторского кино, где всё в фильме подчинено авторскому замыслу, то Хольгер-Мадсен – создатель жанровых фильмов. Среди них – образец жанра мелодрамы «К свету» - несколько дидактическая по замыслу история о духовном перерождении скучающей светской дамы в самоотверженную женщину сегодня вполне может показаться наивной, состоящей из привычных приёмов и очевидных истин об идеалах добра и веры... Но в этой наивности много очаровательной искренности, которая свойственна (и простительна!) детям и молодым искусствам, к каковым относилось кино в 1919-м – году создания фильма.
«К свету» - один из четырёх датских фильмов в карьере Асты Нильсен. «В нём Нильсен предстает в характерной для себя роли противоречивой, опасной и чувственной женщины, чья красота может стать для мужчин как исцелением, так и гибелью. Сюжетом фильма становится трудный путь персонажа Асты Нильсен к искуплению и «к свету», начавшийся благодаря знакомству со священником Элиасом Ренато (его сыграл Альф Блютехер)".
Аста Нильсен стала первой европейской актрисой, имя которой стало известно по всему миру, - напоминают организаторы фестиваля. «Её называли «северной Дузе» и «скандинавской Сарой Бернар». Нильсен стала подлинным реформатором понятия актёрской игры в кино, заставив многих скептиков, относившихся к нему как к низкопробному развлечению, признать кинематограф высоким искусством. Умная и тонкая актриса, пришедшая в кино из театра, она первой поняла, что на экране скупой, но точный жест может выразить гораздо больше, чем преувеличенное и бурное «актёрствование». Нильсен также стала создательницей первого классического типа экрана – типа «женщины-вамп», «роковой женщины». Её игра, невероятно насыщенная и мощная, вкупе с незабываемой, почти демонической внешностью и особым эротизмом пластики обеспечили ей мировую славу и признание, длящиеся до сих пор. Известный историк кино Жорж Садуль поставил Асту Нильсен на первое место в своем списке лучших трагедийных актрис, когда-либо появлявшихся на экране».
Напомним, что фестиваль «Немое кино + живая музыка: датский феномен» приурочен к двум торжественным датам: 10-летию деятельности Датского института культуры в Санкт-Петербурге и 100-летию легендарного кинотеатра «Аврора».
Далее в фестивальной программе комедийный детектив А.В.Сандберга «Тайна Хилл-Парка» в музыкальном оформлении контрабасиста, джазового музыканта Владимира Волкова (15 марта в 19.00).
На закрытии фестиваля будет показана фантастическая драма Хольгера-Мадсена «Путешествие на Марс». Показ будет сопровождаться музыкой скрипача группы «Аквариум» Андрея Суротдинова (22 марта в 19.00).