Авдотья Смирнова: "Кококо"- история бесконечная
27 октября 2012, 16:53 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
Два полюса современного общества, показанные в картине- это и многое другое предопределило успех картины Авдотьи Смирновой "Кококо", о которой наш разговор с режиссером.
-Авдотья, для тех, кто картину не видел, можно ли как-то рассказать, о чем она?
-В этом фильме подымается тема разобщенности интеллигенции и масс.
В сценарии, который в начале ее показа был роздан зрителям, было написано следующее:
С утра – работа в музее этнографии, вечером – новости по Рен-ТВ, по выходным – митинги и секс с бывшим мужем, научным работником среднего звена. Лиза – типичный представитель питерской интеллигенции. Вика – обычная провинциалка. Отпуск в Петербурге для нее – это водка, вечеринки и авантюры. Казалось, между ними нет ничего общего. Однако, по воле случая они встретились – и сошлись: вода и пламень, синий чулок и тусовщица, интеллигенция и народ. Лиза и Вика – две стороны одной медали по имени Россия.
«Кококо» - ВЕЧНАЯ КОмедия руссКОй жизни!
-Скажите, откуда такое название?
-Мы предполагали, что будут весьма разные толкования данного названия, но все ассоциации названия с яйцом у нас лично вызывают аналогии с яйцом как с символом жизни. Для нас история, которая показана в фильме- сама по себе бесконечна, и с окончанием фильма лишь прерывается повествование о ней.
-Многие в этом фильме обратили внимание на Яну Троянову. Скажите, до какой степени ее присутствие было заданным?
-Не совсем понимаю непонимание этого, так как она в некоторых моментах была рада отказаться сниматься. Был, в частности, момент, когда в связи со шляпой в форме кастрюли на неё собралась посмотреть вся съемочная группа.
-Влияла ли Яна на сценарий?
-Вообще я влиять позволяла, осознавая, что это позволяет далеко не каждый режиссер.
-А в целом актёры, которые снимались у Вас в фильме, были ли довольны съемками?
-Об этом лучше спросить у них, но я могу сейчас сказать, что, к примеру, Анна Михалкова говорила, что при работе со мной у нее появлялось очень живое ощущение кадра.
-Были моменты в фильме отнюдь не настроенные на жизнь, к примеру, когда один человек брал подушку и пытался ей задушить другого человека...
-Да, действительно, было и такое, но иногда же люди друг друга доводят до такого состояния... Так что уж тут нежизненного?
Бывает к тому же у человека секундное желание избавиться от проблемы, которое потом испаряется в течение короткого времени, когда осознаешь, какой ценой только избавление от проблемы возможно.
В разных состояниях люди себя ведут по-разному. В дружбе, к примеру, все же бескорыстны, в любви с плотскими отношениями- уже совсем другой счёт.
-Скажите, аудитория предыдущих картин на Ваших актеров влияние оказывала?
-На кого-то- да, у кого-то аудитория вообще с 2000-го года не изменяется. Некоторые считают, к примеру, что для художественного кино аудитории вообще не существует. Кто-то сталкивается на своем творческом пути исключительно с доброжелательной публикой, и потому особо об аудитории не задумывается.
-Вдохновил ли Вас фильм Андрея Звягинцева "Елена"?
-Запуск этого фильма случился до того, как фильм Андрея Звягинцева "Елена" стал широко известен. Нашествия быдла у меня нет. Есть две женщины, между которыми присутствуют настоящие чувства.
-Навевает ли этот фильм, с Вашей точки зрения, ассоциации с тем, что несколько месяцев назад случилось на Болотной площади?
-Мы со съемочной группой подозревали, что такие вопросы вполне могут оказаться возможными от представителей СМИ. Но для меня то, что я показала- далеко не в последнюю очередь история про то, что сегодня происходит в русском языке. И некоторых в связи с этим просто бесит то, что пишут об этом фильме в рецензиях.
В связи с этим также хотелось бы вспомнить о том, что с некоторыми приходилось просто договариваться, чтобы пустили нас снимать. От хозяев некоторых объектов, которые использовались для съемок этого фильма, мы получали замечания по его сценарию.
Немаловажно то, что этот фильм- в целом о нас с Вами, и потому я старалась на его съемках максимально убрать всякие ассоциации. Однако, с учетом того, что в мировом кинематографе есть достаточно много картин, сделанных хорошо, мы еще во время съемок этой картины серьезно готовились к тому, что к нам будет много вопросов.
-Рассчитывали ли Вы на зрительский успех картины при ее съемках?
-Об этом мы думали меньше всего, мы просто делали свою работу. Это- один из фильмов, который мы делали просто без оглядки.
-Вы стартовали с этим фильмом летом, которое для русского кино считается далеко не самыми лучшим временем. Почему?
-Я бы не сказала, что лето не самое лучшее время для российского кино. Не сказала бы прежде всего потому, что российское кино сегодня конкурирует между собой, а уже потом с какими-то направлениями. И жаловаться сейчас мне на отсутствие зрительского интереса к картине не приходится.
-Каким был бюджет картины?
-Довольно небольшим. Особых инвесторов мы не привлекали. Помогло то, что были у нас люди, которые считали, что раз есть эта картина, то значит, они должны в ней участвовать.