Одна из внеконкурсных программ XIX Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад» будет посвящена японскому режиссеру Нагисе Осиме, который в этом году отпраздновал 80-летие, сообщили журналистам в пресс-службе данного кинофестиваля.
В ретроспективе представлен ранний и средний период творчества Нагисы Осимы, который отмечен формальным новаторством, духом бунтарства, попытками отразить идейные искания, интеллектуальные баталии времени в сочетании с дерзкими экспериментами в области кинематографического языка. В дни фестиваля будет представлено 10 классических работ мастера, ранее не демонстрировавшихся в прокате и не выпускавшихся на dvd на русском языке.
Показ ретроспективы пройдет в кинотеатре «Победа».
Биография Нагиса Осима
Родился в Киото в 1932 году. В 1954 году окончил Университет Киото, где изучал политическую историю. В начале 1950-х был студенческим лидером, принимал участие в деятельности левых движений. С 1954 года работал ассистентом режиссера на киностудии Shochiku. В 1959 году снял свой первый фильм. Ушел из Shochiku после того, как фильм «Ночь и туман Японии» был изъят из проката. В 1961 году создал кинокомпанию Sozosha (закрыта в 1973), а в 1975 году – кинокомпанию Oshima Productions.
Один из родоначальников японской «новой волны» в начале 1960-х годов. Его фильмы до сих пор шокируют зрителей и заставляют их думать.
Несмотря на то, что он родился в привилегированной семье государственного чиновника в Киото, Осима придерживался социалистических взглядов, которые были сформированы в ранней юности такими событиями, как всеобщая забастовка 1947 года, Тихоокеанский театр военных действий, капитуляция императора Хирохито после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и последующая американская оккупация Японии, массовая студенческая борьба против войны в Корее и, позже, против Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией.
Досконально изучивший в отцовской библиотеке марксизм и фрейдизм, Осима выступал против использования идеологических систем для исследования психики своего народа: «Я не марксист, – настаивал он. – На самом деле, я считаю, что марксизм и христианство – это одно и то же, и в них обоих нет ничего хорошего».