В старом русском городе вот уже третий раз прошёл кинофестиваль нового поколения европейских кинорежиссёров. В этом году почётным гостем фестиваля стал немецкий кинематограф.
Похоже, жители Вологды всё же привыкли к такому стихийному бедствию, которым можно назвать любой кинофестиваль. Два года назад, когда всё только начиналось, кинозалы были почти пусты. Сегодня на иные фильмы приходили сотни зрителей – и без всякого там попкорна: на экране была не привычная «развлекуха», а что ни лента, то предлог для размышлений или сравнений.
К примеру, немецкий фильм «Воительница» режиссёра Давида Внендта анонсирован как резко антифашистский. Но это надо понять самому зрителю каким-то седьмым чувством. На экране главная героиня Мариса (актриса – уроженка России Алина Левшин) так сильно не любит бежавших сюда из Афганистана брюнетов, что готова убивать их всех подряд. На худой конец – демонстративно гадить вместе со своими друзьями-нациками. Все они в наколках, все жрут пиво и курят. Но вдруг между афганцем и Марисой проскальзывает какая-то искра. Вернее, немецкой девушке становится жалко кудрявого бедолагу. Сначала она его подкармливает, затем находит деньги переправить его на лодке в Швецию, к брату. Здесь-то, на берегу Балтийского моря, её и настигает озверевший бойфренд, которого она только что отоварила бейсбольной битой, чтобы не обижал больше маленького зверёныша-афганца. Раздаётся роковой выстрел, и её бездыханное тело остаётся лежать на песке.
Говорят, что в Германии этот фильм многими рассматривается не как антифашистский, а скорее наоборот. Хотя авторы задумывали его как «антифа». Даже актрису взяли еврейку из России. Не помогло. Но фильм, как говорится, «забирает».
Совершенно другая трагедия маленького европейского человека показана в голландско-испанском фильме режиссёра Саши Полака «Хемель». Юной Хемель, у которой умерла мать, а отец ударился по бабам, не остаётся ничего, как заниматься сексом со всеми подряд. Нет, не от распущенности, а для того, чтобы заполнить пустоту души, как видно, присущую жителям современной Европы. Кабы не секс, особенно с непьющими выходцами из арабских стран, так и делать там особо нечего. Квартира есть, бабла тоже хватает – чего ещё надо? И всё бы шло тихо, только вот папаша Хемель влюбился и всё меньше стал обращать внимания на дочку. Та даже идёт к жене своего главного и наиболее употребимого любовника. Скорее всего, чтобы испытать новые острые чувства. Но та принимает её как дочь, гладит по головке и поит чаем. В результате у Хемель пропадает желание покончить жизнь самоубийством путём прыжка с крыши. Жизнь продолжается.
Такой же счастливый и скучный конец был и в чешско-словенском фильме «Ночь молода» режиссёра Олмо Омерзу. Двое маленьких мальчиков оказываются на целую ночь в квартире своей учительницы. Там же присутствуют похотливый старшеклассник и женатый любовник учительницы. Все, включая детей, мечтают её поиметь, при этом пьют алкоголь и курят. В результате любовник обижается и уходит, а на шум приезжает полицейский. Ему-то и удаётся раздеть учительницу и затащить в постель. Но не тут-то было. Возвращается любовник, вместе с учительницей они прогоняют полицейского и ложатся баиньки. Утром все расходятся, включая малолетних свидетелей то ли оргии, то ли обычной бытовой ссоры на почве ожидания половой неудачи, которые сплошь и рядом случаются в маленьких европейских городках.
Другое дело – наши украинские друзья. Режиссёр Ева Нейман напомнила всем нам, что европейские «горе и беда» ничто по сравнению с нашими, советскими, военными. В картине «Дом с башенкой» беженка с фронта заболевает на железнодорожной станции. Её сынишка идёт на почту отстучать телеграмму родственникам, чтобы те ехали на выручку. Мать, понятное дело, умирает, и мальчика берёт в поезд некий барыга с женой и ребёнком. Барыга нарывается в поезде на скандал с двумя бандитского вида инвалидами и сбегает. Те кормят мальчика и уходят. А он то ли засыпает на полке здоровым сном, то ли умирает. Грустно всё. Но по-советски!
Главным, на мой взгляд, событием кинофестиваля стал российский фильм Светланы Басковой «За Маркса…». Это редчайшая попытка рассказать о жизни рабочего класса. Первой и последней на моей памяти был фильм Александра Баширова «Железная пята олигархии». По понятным причинам и при господстве той самой олигархии фильм Баширова почти никто не видел. Возможно – и слава богу! – там пролетарский смутьян показан полным придурком. В фильме г-жи Басковой уже иной накал страстей. Он рассказывает о попытке группы рабочих создать независимый профсоюз на неком заводе. Владелец завода – отъявленный негодяй (Владимир Епифанцев). Он приказывает убить активистов, а в финале главный заводила от рабочих оказывается ещё и хозяйским стукачом. Но погибают все. Приходят новые времена, и даже «крыша» – отец негодяя владельца завода – то ли министр, то ли генерал ФСБ – сделать ничего не может. К тому же в разгар конфликта негодяй убивает активиста, который оказывается вторым сыном генерала-«крыши». Замес, одним словом, крутой. Но в фильме ощущается явная нехватка денег.
Увы, вопреки ожиданиям, победителем конкурсной программы кинофестиваля стал шведский фильм «Авалон» режиссёра Акселя Петерсена. Председатель жюри Александр Прошкин заявил, что решение было принято единогласно. Что же – специалистам кино виднее. Рядовым зрителям сложно понять, в чём преимущество истории о том, как двое друзей и старшая сестра одного из них открывают некий ночной клуб.
«Авалон» режиссёра Акселя Петерсена стал победителем конкурсной программы кинофестиваля
И в заключение следует пропеть дифирамбы городу Вологде. Удивительно чистый, спокойный и красивый город. Областные и городские власти сделали всё, чтобы о кинофестивалях местные жители думали не как о привилегии для столиц. Хорошее, умное, современное кино такого уровня – это залог того, что вологодская молодёжь станет смотреть на мир не только глазами федеральных телеканалов.