Виктор Шамиров: перевод языка театра на язык кино- естественный
25 марта 2012, 20:23 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]
Виктор Шамиров – не только один из самых известных московских театральных, а в последнее время и кинорежиссеров, но еще и один из самых эпатирующих, необычных, скандальных и провокационных режиссеров. И главное - один из самых занятых людей театра. Вот уже на протяжении нескольких месяцев его фильм "Упражнения в прекрасном" шествует по России, становясь от этого для зрителя только привлекательнее. Об этом фильме, а также о некоторых других вещах, которые сейчас сопутствуют жизни режиссера- наш разговор с ним.
-Виктор, для тех, кто фильм не видел, расскажите пожалуйста вкратце, о чем он?
-Фильм «Упражнения в прекрасном» это не только замечательный актерский квартет главных героев, но и целая галерея ярких второплановых персонажей. Это- комедия характеров. А фабула фильма, если кратко, заключается в следующем.безумные юношеские надежды, люди обычно соглашаются на роль участника массовки. Но некоторые всю жизнь чувствуют в себе силушку и предназначение свыше. И что-то делают, делают, делают. Создают. Или крадут-убивают.В этой истории герои не крадут, и не убивают. Они едут, играют спектакль, едут, играют, летят, играют, пьют, ссорятся, едут, мирятся, пьют, любят, ненавидят, живут, живут, играют, живут...
-Виктор, в начале нашего разговора позвольте задать традиционный вопрос: как Вы отбирали актеров для участия в своей картине?
-На самом деле выбор актеров был довольно-таки интересным процессом. К нам приходили порой очень страшные люди. У нас был депутат на пробах, у нас был силовик также там. Он был очень больших размеров, с огромными кулаками. Но осложняло ситуацию то, что на протяжении весьма длительного времени к нам приходили люди практически без чувства юмора. А тонкость нашего съемочного процесса состояла как раз в том, что я хотелось точности, но в то же время и юмора. Это очень сложное сочетание, но задачу эту мне, вроде бы, удалось решить.
-Все мы помним фильм "Сукины дети". И естественно многие сравнивали эти фильмы между собой. Сравнивали ли Вы персонажей, которые Вы изображали в "Упражнениях в прекрасном" с теми персонажами, которые были изображены в "Сукиных детях"?
-Я буду честен. Я не думал об этом фильме как о точке отсчета, и не вспоминал его, совсем нет. Я могу быстро попробовать сообразить сейчас, откуда вообще берутся подобные вопросы. Разница в том, что, насколько я помню прежнюю историю, там был объект противодействия, те персонажи могли от чего-то отсчитывать себя. И их объединяла борьба. Они были ничтожны где-то, но они были высоки против чего-то. Ситуация, в которой находятся наши герои... Они ничтожны сами по себе, и ничего с этим не сделаешь.
Но как бы вам сказать, здесь, в "Упражнениях в прекрасном", мало актеров... Актеры для меня- я люблю их реально. И я сам выхожу на сцену иногда, и среди актеров проходит вся моя жизнь- так сложилось, неожиданно для меня на самом деле, я никогда не мог подумать так, что так сложилось. Так вот, актеры для меня- это символ незначительности, символ иллюзии, символ имитации. Сами по себе они- замечательные люди, я Вам скажу, я среди актеров не замечал ни одного плохого человека. Ни одного. Но они - это ангелы, это трехлетние ангелы. И то, что они в каком-то отчете делают вид, что лони прочли какие-то книги- это очень наивно всегда. Но мне казалось, что в этой своей ничтожности актеры являются символом человека. Для меня это не была внутренняя профессиональная история, это был я в том, кто я есть, в том какие мелочи я ничтожен и не стою чего-то большего, но тем не менее я пытаюсь сделать что-то. Я думаю, что если говорить о борьбе- она ни в том, что я борюсь с собой, а в том, что я, будучи тем, кто я есть, пытаюсь что-то сделать.
Если бы я признал себя в полной мере - я должен был заняться чем-то другим, идти в другую профессию. Вот об этом речь и в этом разница. Потому что если бы у этих людей был объект, ведь покажи людям объект- и они вырастают на глазах. Люди снимают про войну, потому что есть враг, потому что есть объект проиводействия. И в этой ситуации люди вырастают, потому что они, приложенные к чему-то, становятся кем-то. Оставить человека в поле, гдле можешь увидеть лужицу- ничего не осталось, и я как раз пытался рассказывать о такой ситуации.
-Как вы реагируете не столько на своих братьев- актеров, которые гибнут по сценарию?
-Я со стороны своего ничтожества пытаюсь что-то сделать здесь. Вообще, отвечая на данный вопрос, также хотелось бы вспомнить и то, что фильм- общая работа актеров с режиссером. И многие спектакли, мы пишем их у меня на кухне, пишем совместно. Даже к написанию диалогов не хочется подходить поодиночке.
-Некоторым кажется, что то, что Вы показали в "Упражнениях в прекрасном", для всех совершенно очевидно, очевидно, в частности, то, что то, что происходит на спектакле, перенесено на экраны, причем перенесен довольно известный спектакль.
-То, о чем Вы говорите- это не проблема. Кино- это совершенно другое искусство, другое искусство повествования. И это- очевидно, потому как в театре ведь нет среды кино совершенно. В театре мы играем, мы просто выходим, у нас черный занавес, это малая сцена, и ничтожный бюджет спектакля. В кино же мы одеваемся в костюмы, выходим, у нгас дуэль на шпагах, мы одеваем шпаги, но опять же большие. И мы заплатили за них свои деньги, потому что театр не был готов, чтобы заплатить такие деньги. Переводя то, что происходило в театре, на язык кино, мы какие-то сцены дописывали. Например, ту же самую сцену с депутатом, сцену сокурсников.
-Произошедшая по ходу съемок замена актрисы- с чем была связана?
-Случилось это, как говорится, в процессе. Я хотел, чтобы главной актрисе моего фильма не надо было объяснять что-то. Я хотел, чтобы в кадре был человек, про которого ясно, что он таков.
- Почему фильм по идее по материалу достоин съемки на мобильный телефон?
-Это- не вопрос, это суждение
-В этом фильме откровенно соединены кинематографические и антрепризные куски. Почему?
-Это - особенность фильма, и он диаложный, я ничего не могу поделать.
-Нельзя ли было сделать переход из одной реальности в другую более медленным?
-Затрудняюсь ответить. Если мне придется еще когда-нибудь снимать кино, я учту это мнение.
-Спасибо за интересную беседу!