Аргументы Недели → Кино № 5(297) от 09.02.2012

Огрызки большого экрана

, 17:33

В отечественном кинопрокате всё меньше фильмов российского производства. По данным исследования Movie Research, к декабрю 2011 г. ни один из них не попал в десятку самых кассовых лент, а общая доля отечественного кино в прокате опустилась до 9,5%. Одна из главных причин такого положения – жадность продюсеров. Чтобы побольше заработать, они выпускают на экраны урезанные версии фильмов, которые вызывают у зрителя сплошное недоумение.

Кино не для всех

Долю российского кино в прокате несколько поправил фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой».

К окончанию новогодних каникул картина заработала 27 млн. долларов. Правда, многие критики подвергли лидера проката остракизму: якобы фильм вышел «страннее странного», Высоцкий в нём – второстепенный персонаж, а вместо советского Гамлета показан наркоман.

Между тем люди, близкие к съёмочной группе, рассказывают, что оригинальная версия фильма в два раза длиннее показанной в кино, – четыре часа. В ней рассказывается история творческого кризиса поэта, который девять месяцев не мог написать ни строчки. Он пьёт водку, экспериментирует с наркотиками, ссорится с друзьями и любимой девушкой. Всё это прокатчики вырезали. В кинотеатрах фильм начинается с возвращения Высоцкого домой, где героиня Оксаны Акиньшиной подметает осколки с пола. В оригинале к этому моменту прошло полтора часа фильма, а посуду поэт бил о голову любимой женщины.

Прокатчиков можно понять. Двухчасовой фильм – это в два раза больше сеансов, чем четырёхчасовой. Соответственно, в два раза больше денег. Правда, вдумчивый зритель не поймёт замысла. Что значит, например, глубокомысленный финал, где Высоцкий начинает писать стихи на сигаретной пачке? С точки зрения оригинала всё понятно: художник полуинтуитивно играл со смертью, а приступ во время гастролей в Бухаре вызвал в нём творческий импульс.

Создатели «Высоцкого» – не первые кинематографисты, которые стремятся собрать кассу по максимуму. Например, в 2008 г. на экраны кинотеатров вышел фильм Андрея Кравчука «Адмиралъ» – о последних годах жизни адмирала Колчака. Вместо ожидаемого исторического байопика зрителям досталась вялая мелодрама и запоздалое признание: на самом деле «Адмиралъ» является 10-часовым сериалом. А его бессмысленный огрызок запустили по кинотеатрам, чтобы отбить часть бюджета.

В итоге фильм заработал 38 млн. долларов при бюджете в 20 миллионов. Правда, консультант фильма Александр Дерябин так и не смог добиться, чтобы из сценария убрали явные несуразности и перепевки голливудской классики. Дерябин отказался продолжать работу, вернул аванс и попросил не указывать свою фамилию в титрах.

– Киношники говорят, что это чуть ли не карма – выпускать в прокат огрызки по 100–120 минут, – говорит сценарист Андрей Воробьёв. – Это лукавство. Не стал же, например, Сергей Урсуляк уродовать свою «Ликвидацию» – вероятно, самый удачный российский фильм последнего десятилетия. А мог бы сделать из 16 серий два часа. «Есенин», «Фурцева» – это довольно затратные проекты, однако премьера была непосредственно на телевидении. Вспомните, как нещадно бичевали Никиту Михалкова, когда его «Утомлённые солнцем – 2» вышли в кинопрокат. А показанная недавно по телевидению полная версия куда более разумна. Всё зависит от отношения создателей к своему творчеству.

Финал для продюсера

Тем не менее длительность в два часа становится настоящим прокрустовым ложем для отечественного кино. Гангстерская сага Олега Погодина «Дом» считалась одной из самых ожидаемых премьер 2011 года, и огрызком её никак нельзя назвать. Блестящий актёрский ансамбль с Сергеем Гармашем и Богданом Ступкой рассказал историю казачьей семьи Шамановых, которую разрушает доведённый до первобытного примитива культ силы. Неприятно удивила только концовка: вся большая семья гибнет за минуту экранного времени под пулями гангстеров, пришедших за головой старшего сына Шамановых. Режиссёр Погодин и не пытается скрывать: в оригинале фильм был трёхчасовой, но его не взял бы ни один прокатчик. Пришлось пожертвовать несколькими сюжетными линиями и переделать финал. Изначально планировалось, что перед лицом опасности вся семья сплачивается, берётся за оружие и защищает свой дом. Но это был бы неформат по времени. В итоге 100-минутная версия фильма провалилась в прокате.

В 2011 г. по части кассовых сборов в России царствовал Голливуд: «Пираты Карибского моря», «Кот в сапогах», «Форсаж-5». «Высоцкий» только на 8-м месте, хотя коммерческий потенциал имени Владимира Семёновича колоссален, и совсем провалиться фильм не мог по определению. Кроме него в двадцатке только один российский фильм – «Выкрутасы» с Милой Йовович на 17-м месте. Общее число отечественных картин в прокате за год сократилось сразу на 22% – всего 46 фильмов. Несмотря на рост числа кинотеатров в стране, зрителей в 2011 г. пришло на 4% меньше. Правда, средняя стоимость билета выросла до 205 рублей – и прокатчики в деньгах не проиграли.

Комментируя ситуацию в отечественном кинопроизводстве, режиссёры и продюсеры в один голос говорят об отсутствии поддержки со стороны государства, без которой конкурировать с «голливудским ширпотребом» по части сборов невозможно. И намекают на дурной вкус зрителя. Хотя на самом деле в Голливуде не пускают на киноэкраны бессмысленные огрызки сериалов. А на производство и прокат российского кино за два последних года потрачены бюджетные субсидии в 5,6 млрд. рублей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram