> Андрей Звягинцев: на фестивалях очень много суетных проблем - Аргументы Недели

//Кино

Андрей Звягинцев: на фестивалях очень много суетных проблем

7 ноября 2011, 21:35 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]

kinote.info

В минувшую субботу в рамках Минского международного кинофестиваля "Лiстапад" состоялся показ фильма Андрея Звягинцева "Елена". Данный фильм был объявлен фильмом открытия 18-го по счету кинофестиваля, причем это случилось еще до того, как фильм был показан по телеканалу "Россия-1". О данном фильме мы поговорили с самим Андреем Звягинцевым, также разговор коснулся и ряда других тем.

-Андрей, скажите, пожалуйста, для тех, кто Вашу последнюю работу - фильм "Елена"- еще не видел, в чем его суть?

-У Елены обеспеченный муж и просторный дом, и со стороны может показаться, что жизнь прекрасна. Но женщину очень беспокоит взрослый сын, который сильно пристрастился к алкогольным напиткам, и это может привести его семью к бедности. На первый взгляд,  обычная «кухонная драма». И ничего в ней не предвещает «триллера». Стандартные герои живут стандартной жизнью, как все. Очень много экранного времени режиссер уделяет бытовым зарисовкам: длинные сцены причесывания, приготовления сока в соковыжималке и т. п.

-Почему Вы свой фильм назвали именно "Елена"?

-Потому что так зовут главную героиню.

-Биографична ли эта история?

-Даже и не знаю, что можно так вот с хода ответить. «Елена» - это сценарий Олега Негина, с которым мы вместе работали также и над «Изгнанием» (впереди у нас, кстати, еще три новых замысла). Получилось все так. Ко мне обратился один английский продюсер с просьбой снять фильм на тему апокалипсиса (смеется). Это должен был быть «комплект» из четырех картин на одну и ту же тему, снятый четырьмя режиссерами из разных стран. Причем продюсер думал, что это будет очень серьезный размах, с бюджетом где-то в 7-8 миллионов долларов. В итоге мы принесли ему сценарий под названием «Helen», который укладывался в 2 миллиона.

Частично имела место быть личная история Олега Негина. У него умер отец, который жил во втором браке. Но это, пожалуй, единственная схожесть.

-Ваш фильм- это диагноз современному обществу? Есть ли лечение от этого диагноза?

-Насчет лечения вообще не знаю, что даже сказать. Не знаю, что с этим делать. Но определение «диагноз», на мой взгляд, очень точное. Приговор – это слишком, а диагноз – да. Без морализаторства, без разделения на плохих и хороших…

-Андрей, Вы, как правило, фестивали не любите, но вместе с тем на такой фестиваль приехали. Почему?

-Что касается того, почему я не люблю фестивали - на них очень много суетных проблем. И практически на каждый фестиваль, на который я приезжаю, получается так, что приезжаешь на день-два три, и с 9 утра до 18 часов вечера только и делаешь, что отвечаешь на вопросы журналистов, и это лишь с  40-минутным перерывом на обед.

-То есть, Вы в обиде, что у Вас в рамках "Лiстапада" брали интервью?

-Ой, да нет, что Вы, давать интервью- это моя работа. Без неё - никуда.

-Каково вообще Ваше отношение к проходящему в эти дни Минскому международному кинофестивалю "Лiстапад"?

-Отвечая на этот вопрос, я хочу лишь присоединиться к словам тех, кто говорил на церемонии открытия в минувшую субботу во Дворце Республики, что данный фестиваль- это всегда праздник и посожалеть о том, что я на нем не был раньше.

-С учетом того, что фестиваль "Лicтапад" проводится на территории Белоруссии, скажите, пожалуйста, какой белорусский фильм Вы последним смотрели?

-Вопрос достаточно тяжелый. Наверное, "В августе 44-го".

-А "Приключения Буратино"?

-А что, "Приключения Буратино"- это белорусский фильм? Это для меня удивительно слышать. Понимаете, для меня постсоветское пространство- единое, я никогда не делил его. И я не очень-то осознаю, какие из фильмов, снятые в годы существования СССР, в каких республиках сняты.

-А если Вас позовут сниматься в Белоруссию?

-Я, если честно, не снимался уже лет 10.

-С чем у Вас ассоциируется Белоруссия?

- Понимаете, моя беда в том, что я предпочитаю говорить искренне. Я с мая месяца езжу по России с задачей как можно больше представить свой фильм. И поэтому про Белоруссию сейчас навряд ли много расскажу.

-Как Вы относитесь к утверждению, что "нашему правдоискательству в искусстве всегда были свойственен нравственный уклон?

-Знаете, я не склонен к излишнему пафосу – но как бы то ни было, западная мораль во многом черпает сейчас духовность в нашей. Ведь русское кино полюбили не только на родине.






Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте