Неправильный аист. Невыдуманные истории из жизни приемных семей
23 августа 2017, 16:38 [«Аргументы Недели», Елизавета БУЛКИНА ]
Бывает, что аист, приносящий детей родителям, ошибается, и тогда маленьким мальчикам и девочкам нужно время, чтобы найти любящую семью, в которой их ждут. Летом крупнейший в России семейный благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко презентовал книгу с невыдуманными историями приемных семей «Неправильный аист». В сборник вошли 432 рассказа приемных семей, присланные на первый Всероссийский конкурс «Наши истории».
В каждом отрывке – чувства, переживания и опыт семьи с приемным ребенком (а иногда и не с одним). Книга разделена на три раздела: 22 истории любви и надежды, 111 трудностей приёмной семьи и опыт их преодоления, 299 успешных попыток изменить чью-то жизнь. Здесь нет четких советов, как действовать – здесь реальные трудности, с которыми сталкивались семьи на пути к любви и взаимопониманию, и опыт их преодоления.
Рубрика «Сможем вместе!» представляет отрывки из книги «Неправильный аист». Электронную версию сборника можно скачать на официальном сайте Фонда Тимченко, печатную – найти в Боголюбовской библиотеке.
Дневник: МАМИНЫ ЗАПИСКИ
Автор: Любовь Масленникова, мама 7 детей (5 приёмных, 2 кровных)
Когда в нашей семье появилась Ниночка, нас переполняло счастье, казалось, что крылья растут за спиной: наконец-то у нас есть ещё и дочка! Мы просто таяли от нежности, глядя на живую чудо-кроху, которую посмели назвать своей дочерью.
Помню первый день, когда привезли её домой. Нам дали её на три дня. Сначала мы заехали в магазин и нарядили нашу куколку. Приехав домой, мы ей показали, что у нас есть, где что находится. К вечеру она освоилась, и создавалось такое впечатление, как будто она жила в этом доме всегда. Меня она сразу назвала мамой, мужа — папой. Сына она называла братик Димулька. Вечером мы пошли в гости к родителям мужа. Бабушка была в неописуемом восторге от появления внучки, о таком чуде они даже мечтать не смели. И вот оно появилось, такой славный карапуз, бегает по дому и называет всех ласково и так искренне: мамой, папой, бабушкой и дедушкой. В эти три дня мы не расставались с ней ни на минуту. Вместе готовили, убирали, играли, рисовали и ходили в гости.
Мне хотелось поделиться своим счастьем со всем светом: я ещё раз стала мамой! Я старалась не думать, что через три дня придётся везти её обратно в приют. Но этот день наступил. Утром, нарядив её в новенькое платьице, мы поехали… Трудно передать словами, что я тогда чувствовала. Держала Ниночку на руках и всю дорогу молчала, пыталась сдерживать слёзы, которые затопили мои глаза. Я мечтала, чтобы Андрей ехал помедленнее, чтобы можно было чуть дольше побыть с ней рядом. Мы не поехали сразу в приют. Я на одном дыхании заскочила в органы опеки, чтобы продлить «гостевую», но специалиста на месте не оказалось. В глазах потемнело, и слёзы ручьем потекли, я была просто не в силах их сдерживать: всё, заберут. Мысли молотком стучали в моей голове.
Приехали в приют, я рыдала и уговаривала не забирать ребёнка, заразила весь персонал приюта слезами. Они пошли нам навстречу и стали разыскивать специалиста по опеке. Мы оформили все документы, которые требовались, и уже со слезами счастья возвращались домой.
Дневник: ПУТЬ К УСПЕХУ
Автор: ИРИНА КРИСТИОГЛО, мама 3 детей (1 приёмный, 2 кровных)
Самый страшный момент в нашем розовом детстве — это то, как я сказала Катюше, что она приёмный ребёнок. Я считаю, что скрывать от детей факт усыновления не имеет смысла, всё равно найдётся «добрый» человек, который скажет правду. Даже если вы уедете в другой город, на край земли. Мы от Кати ничего особенно не скрывали, тем более что жили в военном городке, где все всё знали. Но на вопрос о разных фамилиях почему-то отвечали, что у нас фамилия сложная — Кристиогло, выговаривать тяжело, а Якубова — простая. Поэтому она пока Якубова, а вырастет — станет Кристиогло. С такой информацией мы и жили, игнорируя необходимость доступно ребёнку всё объяснить. И вдруг в семь лет девочка ушла гулять, кататься на роликах и пропала. Её не было шесть часов. Я была готова идти в милицию, поднимать военных. Но тут кто-то сказал, что видел её с соседским мальчиком, Артёмом. Не помню, как влетела без лифта на седьмой этаж, как вошла в квартиру, как кричала на отца мальчика… В то время моя Катя сидела на диване прямо в роликах и мило играла. И вот тогда я ей и выпалила: «Ты понимаешь, что ты не моя, ты понимаешь, что тебя заберут, а меня посадят…» Потом я просила прощения, страдала, плакала. Она неделю молчала. Затем внешне все успокоились, чувства ушли внутрь и там остались. Я осталась навсегда виноватой перед Катей, что осталось в душе у Кати, я не знаю. Каждый ребёнок должен знать свои корни. Все дети хотят увидеть свою маму. Зачем? Катя мне сказала, чтобы в глаза посмотреть и спросить: «Что я тебе сделала? За что ты меня выбросила из своей жизни?»
Дневник: ОСОБЫЕ ДЕТИ
Автор: НАТАЛЬЯ КЛИМЕНКО, мама 13 детей (7 приёмных, 4 усыновлённых, 2 кровных)
Несмотря на то что в семье было три малышки с синдромом Дауна, наша жизнь протекала вполне нормально, никакого перенапряжения, усталости, моральной и физической, мы не чувствовали. И когда увидели на сайте Артёмовского дома Настёнку, то особо не рассуждали и не терзались: брать, не брать. Только сейчас я понимаю, насколько было важно, что опека доверяла нашему решению. Нам не сложно было принять диагнозы своих детей именно потому, что мы видели в них прежде всего детей, которым, так же как и остальным, а может даже и больше, нужна семья, любовь, внимание.
РАЗДЕЛ: 111 ТРУДНОСТЕЙ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ОПЫТ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Из дневника Светланы Кретининой, мамы 2 приёмных детей, Кабардино-Балкарская Республика, г. п. Нарткала
Пополнение в моей семье не осталось без внимания окружающих. Одни осуждали меня и не могли понять моей радости, другие восхищались моим поступком и желали всего хорошего мне и деткам. Некоторые шептались, что я взяла детей из-за денег, хочу нажиться за счёт государственных пособий. Когда бездетная супружеская пара берёт приёмного ребёнка — это нормально, а вот зачем 30-летней одинокой женщине двое больных детей? — это вопрос на засыпку. Но, как говорится, на чужой роток не накинешь платок. Некогда было реагировать на эти разговоры, дети требовали постоянного внимания. Лилия в полтора года не могла ходить и с трудом опиралась на ножки, а Кирилл в восемь месяцев не сидел и не ползал. И вот мы вместе учились ходить, сидеть и ползать. И у нас всё получилось!
Из дневника Эльвиры Ивановой, мамы усыновлённого ребёнка, Республика Татарстан, г. Лениногорск
Страхи из прошлого мучали нашего малютку на каждом шагу: мальчик жутко боялся воды; выходя на улицу, он карабкался к нам на руки, так как боялся всё и всех. При виде собак, кошек, птичек была страшная истерика. Сердце замирало, когда сынок с глубокой тревогой в глазах переживал, что мы не заберём его из детского сада. Всё это мы кропотливо преодолеваем каждый день. Дело осложнялось тем, что наш сын практически не разговаривал, в его словарном запасе были лишь слова «папа», «мама» и «шина» (означающее «машина»). С того момента прошло почти 2 года. Наша семья стала больше не только на одного сыночка, а к нам прибавились ещё двоюродные бабушки, дяди и тёти, троюродные братья и сестра нашего сыночка. Мы ходим друг к другу на дни рождения, очень счастливы и ценим каждый момент, проведённый вместе. В садике и во дворе мы догнали сверстников, словарный запас растёт с каждым днём, ходим в секцию хоккея. Очень любим кошек и собак, обожаем купаться не только в ванной, но и в бассейне.
Из дневника Светланы Гизатуллиной, мамы 3 приёмных детей, Республика Башкортостан, г. Уфа
Прежде вместо улыбки мы видели кривую гримасу, жалкое подобие улыбки. А сейчас открытый, лучистый взгляд. Раньше при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обнимал голову руками и плакал, не хотел ни с кем разговаривать, панически боялся полицейских и собак, теперь первым подаёт руку для приветствия и разговаривает со всеми животными в округе. Когда-то разочарованно ронял голову на руки и говорил о том, что он дурак и тупой. Сейчас закончил 6-й класс на «4» и «5». С удовольствием ходит в кружок и секции. А ведь раньше боялся всего и всех. Ради этого стоит жить!