Спикеры рассказали о сути концепции и подробно объяснили такие ее блоки, как «направления реализации добровольческой деятельности», «помощь в развитии добровольчества со стороны госвласти и органов местного самоуправления», «взаимодействие с корпоративным сектором» и «международная деятельность».
Поговорили о новых направлениях в волонтерстве и о уже возникших проблемах. Елизавета Олескина, спикер, руководитель благотворительного фонда помощи пожилым людям «Старость в радость» поделилась:
- Я расскажу о новом направлении помощи пожилым, хотя оно на самом деле старо как мир. Нам очень хочется, чтобы это направление стало одним из ключевых, чтобы оно заработало. И я понимаю, самое худшее, что мы можем для этого сделать это дать отдельным регионам развивать это направление со страшной силой. Вторая вещь, которую мы уже сделали, это показатели KPI или волонтерочасы для учреждений. Часто я слышу от замечательных региональных коллег такие фразы: «Все должны формулировать запросы на количество волонтерочасов!» То есть, бедный директор любого учреждения сидит и думает: «Мне нужно 759 волонтерочасов. На что они мне нужны?!» «Ага», - говорит наш бедный директор, которого мучают со всех сторон: «Мне надо отгенералить актовый зал». В этот момент, я понимаю, мы не можем сделать ответственным за количество волонтерочасов человека, который решает «под деятелем» делать социальные проекты. Это должны быть школы, которые будут готовить правильных директоров. Второе – еще более страшное – «отгенералить актовый зал» – это то, во что все превратится.
После обсуждения основных блоков концепции, представители самых разных добровольческих проектов высказали свои предложения о том, как можно улучшить документ. В основном, участники коснулись практических сторон деятельности волонтеров. Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы», задал вопрос: «Как концепция может обезопасить волонтеров от того, чтобы остаться один на один с казенными учреждениями?» Общественный деятель подчеркнул, что механизм взаимодействия с властями прописан, но вопросы работы волонтеров с казенными учреждениями опускать не стоит. Менеджер по набору волонтеров на реабилитационные программы фонда "Шередарь" Анастасия Поспелова предложила идею ввести специальность «волонтер» в программу университета, сделав ее формой дополнительного образования.
Но были и исключения. Карина Смирнова, директор АНО Клуб юных натуралистов г. Зеленоград, сосредоточила внимание на психологической стороне деятельности добровольцев:
- Я прописала бы такое положение о профилактике эмоционального выгорания волонтеров и руководителей. В концепции это нужно отразить в разделе «Инфаструктура поддержки добровольчества». Я просто была в Крымске в 2012 году, было очень тяжело, и я до сих пор не могу справиться с последствиями. По эмоциональным нагрузкам это можно приравнять к посещению боевых действий. Обычные психологи не работают с такой категорией людей, а психологи, которые сотрудничают с МЧС, не работают с гражданскими лицами. Мне кажется, было бы хорошо, если бы на базе государственных психологических центров принимали психологи из МЧС, хотя бы раз в несколько месяцев, с темой эмоциональное выгорание добровольцев. Часто волонтёры узнают такие вещи, которые просто нельзя рассказать в обычной беседе.
После завершения дискуссии, организаторы попросили участников выслать комментарии, которые могли бы ее дополнить. По заверению спикеров, второе обсуждение документа состоится в конце июля в Общественной палате РФ - там проработают его реализацию.