Именно так о своей жизни говорит позитивная, открытая девушка из Ростова-на-Дону – Ксения Берковская. Десять лет назад ее привычный мир радикально изменился: она родила сына, которому поставили диагноз – аутизм.
«До появления малыша я была очень амбициозной и целеустремленной в плане карьеры. Но с первого же месяца его жизни поняла, что ничего уже не будет по-прежнему».
Поначалу безумно сложно было принять диагноз и вообще понять, что делать дальше. Но Ксения решила во что бы то ни стало обеспечить комфортные условия для развития сына.
«Первая проблема, с которой я столкнулась – это нехватка информации. Родители таких детей просто не знают, как действовать, куда идти и как дальше жить с необычным ребенком. В интернете на эту тему очень мало источников, которым можно довериться».
Тогда Ксения создала журнал для родителей особых детей – «Седьмой лепесток». Она привлекла огромное количество людей, готовых делиться опытом и советами, общалась с педагогами, врачами. Статьи чаще всего писала сама, некоторые рубрики вели специалисты, а также другие родители.
«Первый выпуск увидел свет в 2009 году. Журнал пять лет издавался на волонтерских началах. Потом проект пришлось заморозить в связи с тем, что моему ребенку требовалось особое внимание. Но мне до сих пор приходят письма читателей с отзывами и благодарностями. Причем, люди пишут не только из России, но и из Украины, Белоруссии, Израиля. Совсем недавно пришло письмо из деревенской библиотеки на Камчатке с просьбой о возобновлении издания. Это очень приятно и радостно. К сожалению, в нашей стране сложности с информированием родителей особых детей, с психологической поддержкой, со специалистами. Поэтому создание журнала меня очень вдохновляет».
Сейчас «Седьмой лепесток» живет на страницах социальных сетей, где Ксения ведет активную просветительскую и благотворительную деятельность.
«Мы хотим наполнить жизнь родителей яркими краками и научить их жить с «необычными» детьми. Мы хотим дать установку, что жизнь с появлением особого ребенка не идет под откос и можно быть счастливым и смотреть на мир совершенно по-другому».
Перед тем, как отправить маленького Степана в школу, семья на год уехала на реабилитацию в Киев, чтобы подготовить ребенка к новому этапу жизни, набраться сил. Но по возвращении в Ростов появилась новая проблема.
В России детей с аутизмом чаще всего переводят на домашнее обучение или отправляют в специальные школы-интернаты. Оба варинта Ксению не устроили: домашнее обучение не давало социума, а школа-интернат лишала контакта со здоровыми сверстниками, общение с которыми помогает в адаптации. Она отважилась на создание ресурсного класса на базе обычной общеобразовательной школы.
«Занимаясь журналом, я знала, что другие мамы в Москве уже привезли модель интенсивного образования «ресурсный класс» из-за рубежа и адаптировали её под наши реалии. Я понимала эту модель, была знакома с этими мамами, но даже в страшном сне не могла представить, что возьму на себя ответственность и буду делать ресурсный класс в Ростове».
Ресурсный класс – это специально-оборудованный кабинет в обычной школе. Класс поделен на несколько зон: зона фронтальной работы (где ученики занимаются с учителем), а по периметру – специальные столы для работы в индивидуальном режиме. Также в классе есть зона сенсорной разгрузки, где дети могут расслабиться и снять напряжение после уроков. Такие ученики нуждаются в постоянном сопровождении специалистов-тьютеров, которых очень мало в нашей стране. Финансируется класс за счет частной благотворительности. В классе, созданном Ксенией, на сегодняшний день учится 6 детей, с ними занимаются 6 тьюторов и 1 учитель.
«Если особого ребенка поместить в обычный класс, от этого будут страдать все: и он сам, и его одноклассники, и учитель. Ребенок не получит всего того, что должен получать в силу своих особенностей. Инклюзия хороша только когда все от нее выигрывают, но не в этом случае».
Ксения отмечает, что «ресурсный класс» принципиально отличается от класса коррекции, какие были и есть в обычных школах.
«Да, дети занимаются в отдельном помещении, но границы этого класса всегда открыты. Наша задача не просто собрать детей в отдельном классе и обучать их там, а накопить ресурсы и дать их детям, чтобы они могли успешно социализироваться в среде здоровых детей. Наши ребята ходят в обычные классы на те уроки, где наиболее успешны. Кто-то на чтение, кто-то на музыку, кто-то на изобразительное искусство. И важно, что они проводят здесь ровно столько времени, сколько могут быть продуктивными».
Постепенно времяпровождение особых детей в обычных классах увеличивается, они посещают общешкольные мероприятия, заводят друзей среди сверстников. Одним словом, происходит интеграция. Большая заслуга в этом, конечно, и администрации школы, которая смогла внедрить в учебный процесс такой необычный проект. Ресурсный класс находится в самой большой школе города Ростова-на-Дону – 81-й школе, где учится 1400 учеников.
«Тьюторы помогают детям контактировать с другими учениками, играть и общаться с ними на переменах. Ребята так любят приходить к нам в класс, что иногда они там просто не помещаются».
Помимо прямой инклюзии (когда особые дети посещают регулярные классы) есть также обратная инклюзия. Здесь организованы занятия искусством, на которые приходят ученики любых других классов.
«Это здорово, когда дети в сотворчестве. Они общаются, узнают друг друга. В нашем классе есть дети и с аутизмом, и с алалией, с задержкой психо-речевого развия, с ДЦП разной степени выраженности. Одна девочка, которая вообще не говорила, после года обучения в ресурсном классе начала постепенно разговаривать. Каждый наш ребенок очень успешен в этом формате обучения».
Сейчас проект только набирает обороты.
«Мы стремимся сделать так, чтобы наши дети стали максимально самостоятельными и автономными, научились общаться со своими сверстниками, со взрослыми людьми, с незнакомыми. Мы хотим, чтобы каждый ребенок вышел из ресурсного класса в обычный. Разумеется, мы понимаем, что не всем это будет под силу. Поэтому я думаю, что правильнее всего совмещать разные формы обучения. Какие-то занятия дети будут посещать так же в ресурсном классе, какие-то в регулярном, иногда важны индивидуальные занятия, иногда групповые. Вывести детей из начальной школы не значит закрыть для них возможность посещения ресурсного класса. В той мере, в которой он им необходим, они смогут посещать его и в дальнейшем».
Финансирование такого класса происходит за счет благотворительных пожертвований и родительских денег. «Ресурсный класс» – это автономная некоммерческая организация, ее сотрудники-тьюторы не являются работниками школы. Поэтому образовательное учреждение не может выделять деньги на каждого сопровождающего для ребенка и на другие нужды класса. Приходится искать средства извне. Совсем недавно Ксения организовала благотворительный рок-концерт. Также помогают благотворительные фонды. Недавно проект «Ресурсный класс» попал на краудфандинговую платформу: если ему удастся собрать 452 000 рублей до 29 мая, компания «Мегафон» увеличит набранную сумму в 4 раза.
Ксения много раз повторяет, что занимается не благотворительностью, а социальным предпринимательством. Она всеми силами пытается создать комфортную атмосферу для обучения детей с расстройствами аутистического спектра в Ростове-на-Дону.
«Я пытаюсь изменить условия жизни моего ребенка настолько, насколько могу. Думаю, человек должен быть всегда на своем месте и делать то, что он может: мне дана энергия вот на это».