«Подумаешь, выбросила бутылку или не собрала мусор после пикника. Все так делают. Ничего страшного… Она рассуждала так же, как многие. Пока однажды мусор не постучал к ней в дверь. Вот тогда ей стало действительно страшно…» Ироничный триллер от петербургской социальной киностудии «Жираф» длится всего 5 минут, но приковывает к эрану. А еще здесь снимают волшебные притчи, зажигательные комедии и познавательные телепрограммы. И, что самое интересное, в роли актеров, режиссеров и ведущих выступают дети!
Корреспондент «АН» поговорила с директором этой чудесной киностудии Ольгой Шульгиной.
– Ольга, почему все ваши фильмы посвящены экологии?
– В 2009 году я была волонтером на международном фестивале экологических фильмов «Зеленый взгляд». Именно тогда впервые на фестиваль пришло несколько детских работ. Идея была замечательная, но исполнение, к сожалению, «хромало». И я, как профессиональный режиссер, решила попробовать собрать команду и научить детей снимать фильмы. Вдруг получится... Так родился «Жираф».
– Почему именно экология?
– Видите ли, есть вещи, о которых многие очень зря забывают. Можно жить, нанося вред природе, а можно – стараясь каждый день делать то малое, что поможет природу сохранить. Например, вовремя закрывать воду, не покупать лишней одежды, использовать несколько раз пластиковые пакеты. Все же очень просто, и если иногда задумываться над этим, забота о природе войдет в привычку. Я надеялась заинтересовать детей данной темой. Ведь, когда ребенок увлечен, он активно приобщает к своему интересу взрослых. В нашем случае начинает говорить своим близким о том, как важно беречь окружающую среду. На родителей это тоже сильно влияет. В позитивном ключе.
– Я знаю, что в 2012 году у вас появились необычные студийцы – неслышащие ребята. Как получилось, что вы начали создавать кинословарь эмоций и понятий для таких детей?
– На один из фестивалей «Зеленый взгляд» пришли неслышащие детки – просто посмотреть кино. Но они так загорелись идеей съемки собственных фильмов, что попросились на занятия в киностудию! Я проявила определенную храбрость и согласилась. Тогда я не подозревала, что у этих детей такие проблемы с чтением, восприятием окружающего мира. Когда я пришла на первое занятие, мне стало понятно, что у них очень маленький словарный запас. Возникли сложности с объяснением некоторых слов. Например, самые простые слова, такие как «злой», «грустный», им ясны, а что такое «гнев» объяснить уже намного сложнее. Мне приходилось все это им показывать. Так и появилась идея создать кинословарь. Он представляет собой визуальное обучающее пособие из видео-миниатюр, которое поможет глухим и слабослышащим детям понять значение таких вот «сложных» слов.
– Как попасть на занятия в вашу киностудию? Дети проходят какой-то конкурсный отбор?
– К сожалению, сейчас набор в студию временно приостановлен из-за отсутствия финансирования. До 2015 года нас поддерживал ряд компаний, но из-за кризиса мы лишились наших партнеров. Сейчас город выделил в аренду киностудии помещение по льготной цене. Нужно делать там ремонт – пока сосредоточились на этом. И на создании кинословаря. Мы открыли сбор на краудфандинговой площадке Planeta.ru, помочь осуществить проект может каждый.
Очень надеюсь, что осенью запустимся в полную силу. Мы ищем спонсоров. Когда найдем деньги, я пойму, сколько групп смогу осилить, и начнется набор. Проходит он по следующим принципам... Я провожу конкурс сценарных заявок, рассылаю информацию по школам города. Ребята пишут эссе, присылают данные о себе. Вместе с экспертами я выбираю людей с интересными идеями, творческим подходом. Когда группы набраны, мы начинаем превращать сценарную заявку в полноценный сценарий, придумываем, как будем снимать, и запускаем процесс кинопроизводства, хоть и в маленьком формате. Среди ребят проводится кастинг, определяются роли, обязанности каждого. Но снимают у нас профессиональные операторы, так как процесс это сложный, и сами дети могут не справиться. У нас они обучаются основам сценарного мастерства и режиссуры. Абсолютно бесплатно.
После распределения ролей мы снимаем, затем монтируем и делаем премьерный показ. Нами уже отснято 33 работы (это короткометражные фильмы, телепрограммы, социальные ролики). Все фильмы отправляются на фестивали, демонстрируются на презентациях и показах. Когда меня приглашают поучаствовать в ток-шоу, просят подобрать фильмы по теме и показывают их по ТВ. Часто просят разрешения показать фильмы на разных мероприятиях, я всегда даю согласие. Кроме того, подростки любят сами распространять свое видео в Интернете.
– А как проходит сам процесс обучения?
– Непосредственно до выхода на съемку мы устраиваем пять интерактивных мастер-классов. Преподаю я и мои коллеги. На занятия мы приносим видеоматериалы, объясняем тонкости процесса. Когда придумываем сценарий, очень много играем. Я считаю, что, например, игра «Крокодил» может больше рассказать о ребенке, чем кастинги, ведь на них ребята часто зажимаются и стесняются. В процессе игры мне становится понятно, кто на что способен, насколько сообразителен и артистичен. После мастер-классов мы приступаем к съемкам. Разумеется, много времени уходит на репетиции, осмотр объектов, сбор реквизита. Сами съемки мы стараемся завершить в течение одного-двух дней, потому что это очень затратно.
– Вы помните, какое впечатление на вас произвели первые смонтированные фильмы?
– На самом деле, самое яркое впечатление всегда производит премьера. Для меня важно, что ребята, которых в школе раньше считали «ботанами», становятся звездами для своих одноклассников. Они, разумеется, напрямую об этом не говорят, но все понятно и без слов. На них смотрят с уважением. Это так здорово! Ребята такие счастливые, довольные. Настоящий праздник!
– В общем, фильмы и их авторы получают своего рода «зрительский Оскар»...
– И не только. У нас много наград. Пожалуй, самая неожиданная была в 2013-м. Мы победили в конкурсе социальной рекламы «Творчество во благо», который проводился Всемирным Экономическим Форумом в рамках 60-го Международного фестиваля рекламы «Каннские львы». Наша работа до сих пор висит у них на сайте как пример лучшего экологического креатива, с описанием, как все было сделано. Нас даже приглашали в Канны, но, к сожалению, такая поездка – слишком дорогое удовольствие, и осуществить ее не получилось. Пока...