Аргументы Недели → Сможем вместе

Сломать стену молчания

, 11:44

Мы часто и не подозреваем, что кто-то рядом с нами живет в полной тишине. Наблюдая за людьми, общающимися на жестовом языке в метро, в кафе, на улице, мы не представляем себе, как разговаривать с ними. И, что самое грустное, не прикладываем к этому усилий. Будто между слышащими и глухими кто-то воздвигнул толстую стену, которая обрекла нас на молчаливое соседство и невмешательство в судьбы друг друга.

25 сентября 2016 года выйдет фильм #УСЛЫШЬМЕНЯ, призванный если не сломать стену молчания, то хотя бы пробить в ней брешь. В это есть повод верить, так как проект создается командой профессионалов, а кроме прочего окружен мощным символическим ореолом. Выход фильма приурочен к Международному дню глухих, 2016 год – юбилейный для Всероссийского общества глухих, которое активно принимает участие в проекте (Обществу исполнится 90 лет со дня создания). А режиссером фильма выступает Никита Тихонов-Рау – талантливый кинематографист, праправнук Федора Андреевича Рау, известного сурдопедагога, логопеда и одного из основателей Всероссийского общества глухих.

– Никита, ваш прапрадед стоял у истоков Всероссийского общества глухих. А вы в 2010 году создали студию документального кино, где во главе угла – социальные темы. Преемственность налицо. Но мне интересно узнать, как вы пришли к решению заниматься социальным кино?

– Я работаю в документалистике уже больше 10 лет, за плечами более 30 документальных фильмов для федеральных каналов. В какой-то момент, оглянувшись назад, я понял, что все фильмы, которые я снял, все, на что направлял свой человеческий, профессиональный и творческий взгляд, – было связано с социальной тематикой, с проблемами людей, с несовершенством в обществе и некими диспропорциями. Ни для кого не секрет, что в России огромное количество сложностей, которые нужно исправлять. Так возникла идея создать специальную киностудию под названием Лаборатория социального кино «Третий сектор». Концепция заключается в том, что мы делаем не просто кино в привычном понимании этого слова. Оно выступает еще и как инструмент социальных преобразований. В этом мы видим свою миссию, свое предназначение.

Сейчас один из наших ключевых проектов – #УСЛЫШЬМЕНЯ. И вот тут, вы абсолютно правы, есть подоплека, связанная с тем, что мой прапрадед стоял у истоков создания Всероссийского общества глухих. Он был очень известным сурдопедагогом и одним из первых, кто уделил пристальное внимание проблемам глухих людей.

– Как кино может способствовать социальным преобразованиям?

– В мире достаточно известно и сейчас активно развивается направление Impact Production, в данном случае мы говорим о Social Impact Production, то есть о социальном воздействии на людей через произведения искусства. Под произведением искусства в нашем разговоре следует подразумевать документальное кино. В свое время у меня была возможность увидеть, как это работает в других странах, и мне хотелось бы создать хорошую базу для реализации подобных проектов в России.

Сейчас возможности воздействовать на умы посредством кино сильно ослабли по сравнению с периодом 50-60 лет назад. Тогда кинопроизведение возникало и всегда становилось событием: о нем говорили, вся страна шла в кино. Например, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, классика советской документалистики, – это социальное кино и произведение искусства, отстаивающее определенные ценности. Советский режиссер Ромм объяснил простому человеку, что такое фашизм, как он устроен, как работает. Вот тогда такого рода фильмы смотрели миллионы людей!

В наше время документалистика как жанр заменена телевизионным субпродуктом. Сложно назвать произведениями искусства то, что показывают сегодня на доброй половине телеканалов. Документалистика, которая существует как вид искусства, не нужна людям. Ее смотрит горстка людей на фестивалях, поэтому она не способна оказывать воздействие на массы, влиять на сердца.

Наш проект основан на четких технологиях, как вывести документальное кино из резервации и снова сделать продуктом, способным менять взгляды на жизнь сотен тысяч, а возможно, и миллионов людей.

Такого рода проекты реализуются через консорциум партнеров. Собирается большая группа заинтересованных сторон, в нашем случае в проекте #УСЛЫШЬМЕНЯ принимают участие Всероссийское общество глухих, Благотворительный фонд «Мелодия жизни», Центр реабилитации неслышащих «Отофон», несколько ключевых интернет-сообществ в Facebook, развивающих эту тему в России, и другие сторонники. Мы вместе делаем кино, призванное донести определенные идеи до аудитории.

Фильм выйдет 25 сентября, в Международный день глухих, и с этого момента заживет большой жизнью, которую мы сейчас готовим. Мы создаем специальный портал для неслышащих людей, где они смогут найти определенные сервисы для себя, узнать, куда в родном городе пойти отдохнуть, просто пообщаться, получить медицинскую помощь. Заключаем партнерские соглашения с московскими театрами, кафе, ресторанами для того, чтобы они были более открытыми по отношению к неслышащим людям. Так возник наш совместный проект с театром «Мастерская Петра Фоменко» и Московским драматическим театром имени Пушкина. Наша задача – создать интегрированный сложный информационный продукт, который будет разными своими частями соприкасаться с аудиторией.

– Охотно ли помогают вам бизнесмены и политики?

– Я принадлежу к числу людей, которые не очень хорошо умеют приходить и «предлагаться». Я из тех, кто создает продукт и ждет, что к нему придут с помощью. Поэтому ответ на ваш вопрос – нет. Но мы, безусловно, будем рады, если кто-то захочет помочь нам своим административным, общественным или политическим ресурсом – это очень важно.

– Я знаю, что вас поддержал певец Сергей Лазарев. Привлекаете ли вы других знаменитостей к развитию проекта? Может быть, они сами приходят?

– А вот эта работа ведется. Мы понимаем, что не сможем достичь своих целей без, скажем так, «послов доброй воли». Медийные личности способны донести ценности проекта до многомиллионной аудитории. Без таких послов мы не будем услышаны, поэтому мы рады любому человеку из шоу-бизнеса и мира искусства.

Общество должно услышать наконец глухих людей и перестать воспринимать их как людей с ограниченными возможностями. Они часто прекрасно образованны и обладают компетенциями, которым слышащий человек может только позавидовать. У них другая степень концентрации на задачах. Из этих людей выходят прекрасные юристы, они отлично работают с документами. Можно долго перечислять...

– Сейчас вы озвучили некоторые стереотипы, которые, к сожалению, существуют относительно глухих людей и не только. Как вы своим фильмом собираетесь с такими стереотипами бороться?

– Я пошел по пути блокбастерного кино. Итогом нашей работы станет фильм, по-настоящему зрительский, развлекательный и интригующий. Очень часто от кино на социальные темы веет скукой и назидательством – этого у нас не найдете. Мы работаем со смыслами таким образом, чтобы получилось не занудно, а захватывающе.

В фильме будет много личных историй. Каждая отразит какую-то сторону жизни человека с глухотой: трудоустройства, взросления с кохлеарным имплантом, общения на жестовом языке. В этом проекте участвуют совершенно удивительные люди! Например, Игорь Стрелкин, слабослышащий танцор, который фантастически движется под музыку и обладает потрясающей пластикой. Великолепные актеры театра «Недослов», театра Мимики и Жеста. И каждый из них расскажет о том, что больно и важно для него. Зрители услышат из первых уст, о чем думают и что чувствуют такие люди.

– Уточню – это все реальные истории?

– Конечно! Актеры – в том смысле, что они в жизни актеры театра и кино, но все они имеют проблемы со слухом. Истории абсолютно реальны. В свою очередь, мы, продюсеры и режиссеры, придумали массу всего удивляющего и поражающего сознание для того, чтобы донести их правду до телезрителя.

– Скажите, какие потребности существуют в среде глухих людей, ведь мы привыкли смотреть на вещи по свою сторону баррикад?

– Прежде всего они хотят, чтобы, когда с ними встречаются глазами слышащие люди, последние не отворачивались. Им нужно общение и доступ к информации. Представьте себе на секунду, что у вас нет слуха. Вы включаете телевизор, и что вы видите? Просто картинку. Получается, что единственный источник информации из внешнего мира – чтение, поэтому они очень активно пользуются интернетом, читают книги, периодику, журналы. Но основной канал общения между людьми все-таки слушание. Его они лишены. Поэтому другая их потребность – увидеть, что человек слышащий, который находится рядом, не прекращает коммуникацию.

– Да, я видела отрывок из вашего фильма, представленный на Бумстартере, он ведь как раз об этом.

– Человек слышащий должен проявить свой гуманизм, свое человеколюбие. Готовность приложить усилие, чтобы быть понятым и понять. На самом деле, это простейшая вещь. Пройдет 10 минут дискомфорта, и вы найдете способ коммуникации.

Неслышащий, сидящий напротив тебя, может быть очень интересным человеком, который знает больше, чем ты; умеет больше, чем ты; может тебя обогатить. Или ты сам сможешь ему что-то дать.

Общество сейчас в этом смысле застывшее, не чуткое.

– Да, есть ощущение, что мы живем в параллельных мирах, не соприкасающихся друг с другом.

– Совершенно верно. Задача проекта #УСЛЫШЬМЕНЯ – соединить эти два параллельно существующих мира. Мы покажем фильм во всех региональных отделениях Всероссийского общества глухих, это почти все регионы России. Планируем подключить единую киноклубную сеть неигрового кино и телевидения – порядка 20 площадок по стране. Думаем о запуске телевизионных показов: сейчас ведем переговоры и рассчитываем на поддержку российских федеральных каналов.

– Насколько мне известно, одной из целей предстоящей киноработы является изменение законодательства. Как ущемляются права глухих и слабослышащих? Что бы вы хотели изменить?

– На уровне Конституции и законодательства у нас все отлично. Все поломки происходят на уровне подзаконных актов и деятельности конкретных министерств и ведомств, которые отвечают за эту сферу.

Приведу вам простой пример: люди с нарушениями слуха или глухие люди не могут работать на предприятиях с повышенным уровнем шума. Они говорят: «Слушайте, у нас и так слуха нет, почему нам запрещено работать?» Им отвечают: «Вы остаточный слух потеряете». Они: «Нам надо деньги зарабатывать в семьи, нам не нужен этот остаточный слух». Им: «Нет, нельзя, не можем, потому что так написано на бумаге. Станки громкие, а у вас проблемы со слухом».

Или другой пример: вы знали, что людям с нарушениями слуха запрещено водить общественный транспорт? Хотя статистические исследования, в частности Всероссийского общества глухих, ставят под сомнение этот запрет. По результатам исследования ВОГ, аварийность, как на общественном транспорте, так и на автомобиле, у неслышащих людей ничуть не выше, а иной раз и ниже, чем у людей слышащих. На самом деле, это вещи не коррелирующие. Природа компенсирует недостаток слуха повышенным вниманием, визуальной сосредоточенностью, поэтому неслышащий водитель автобуса никоим образом не ставит под угрозу пассажиров.

– Давайте вернемся к фильму. В какой момент родилась идея создания? Когда вы поняли, что такой фильм нам нужен?

– Идея возникла при просмотре домашнего фотоальбома. В какой-то момент, листая страницы, я наткнулся на фотографии своего прапрадеда и понял, что у меня есть возможность как-то продолжить дело его жизни.

Продукт возникает тогда, когда на него есть спрос, когда его нет «на полках». В России еще не было большого, максимально объективного фильма, который рассказывал бы, как живут в нашей стране глухие люди (а их, на секундочку, больше 10 миллионов человек!). Появлялись киноработы, которые частично соприкасались с этой темой, раскрывали истории отдельно взятых героев. Но попытки увидеть картину в масштабе, с большим количеством действующих лиц – такого не было. Мы претендуем, чтобы #УСЛЫШЬМЕНЯ стал первым большим документальным Impact-проектом. Очень рассчитываем на долгую его жизнь.

– Будете ли вы по окончании кампании #УСЛЫШЬМЕНЯ продолжать развивать проекты, ориентированные на глухих и слабослышащих людей? Или переключитесь на другие вопросы?

– Мы вместе с командой обычно стараемся сделать какой-то «выстрел», максимально точный, насколько хватает энергии и таланта, и переключаемся на следующие темы.

Мы уже снимали кино на тему социального сиротства, инклюзивного образования, делали проекты про аутизм. Сейчас параллельно с «Услышь меня» работаем над картиной о социальных предпринимателях в России – «Дело жизни». Но это уже другая история.

– Продолжите фразу: вы поймете, что достигли своих целей, когда...

– Когда 25 сентября мы соберем полный зал гостей, и среди них будут люди, которые реально могут принимать решения или влиять на принятие решений в нашей стране. Это о краткосрочных целях...

По-настоящему же я буду удовлетворен, если в перспективе 5-7 лет количество глухих людей, которые получили работу, намного вырастет. Еще я буду счастлив, если в кафе, на улицах, по которым мы гуляем, в магазинах, где покупаем одежду и продукты, появится больше людей, свободно разговаривающих друг с другом на жестовом языке, на них не будут коситься, с ними будут активно и с удовольствием контактировать.

Это ведь не только вопрос готовности общества реагировать, отвечать на запросы глухих, это еще и вопрос глухим – готовы ли вы не стесняться, быть активными и реализовывать себя.

 

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ #УСЛЫШЬМЕНЯ МОЖНО ЗДЕСЬ

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram