> «Курилка Гутенберга», или как сделать лекции интересными - Аргументы Недели

//Сможем вместе

«Курилка Гутенберга», или как сделать лекции интересными

16 июня 2016, 16:34 [«Аргументы Недели», Светлана ГУДЫМ ]

Два года назад «Курилка Гутенберга» представляла собой книжный клуб, где небольшая компания делилась друг с другом прочитанным. Задачей вновь прибывших было пересказать познавательную книгу так, чтобы получилась увлекательная лекция. Впервые на такое мероприятие Роман Переборщиков пришел как гость и настолько проникся, что решил возглавить процесс.

– Роман, расскажите, что из себя представляет «Курилка» сегодня?

– Она превратилась в крупный волонтерский лекторий. У нас более 80 постоянных участников по всей стране – в 19 городах, от Калининграда до Владивостока. За два года мы провели около 150 научно-популярных мероприятий, на них пришло более 20 тысяч человек. Также мы обрабатываем и монтируем наши лекции и выкладываем на YouTube-канал, где у нас более миллиона просмотров.

– Почему такое название – «Курилка Гутенберга»?

– Курилка всегда являлась местом, где сложное рассказывается простым языком, где люди независимо от званий и рангов равны. То же относится и к лекторию. В «Курилке Гутенберга» учёные говорят с аудиторией без пафоса, на равных.

– А кто может посещать лекции?

– На все мероприятия вход свободный. Мы сотрудничаем с площадками вместимостью 500 человек (например, Digital October) в Москве и Питере, и 250-300 человек в других городах, за аренду ничего не платим. Так что прийти к нам может абсолютно любой желающий!

– Кто ваши докладчики? И нужно ли для успешного выступления в лектории кроме знания темы иметь харизму, ораторские навыки?

– Большинство спикеров довольно молоды, им до 30 лет, но они уже состоявшиеся специалисты в тех областях, о которых рассказывают. Есть среди наших лекторов и ученые с мировым именем. Например, Роберт Зубрин, Сергей Киселев, Михаил Гельфанд, Эдуард Боос, Валерий Рубаков, Алексей Устинов. Для нас не так важно, кто выступает: нобелевский лауреат, академик, аспирант или студент. Всё строится вокруг интересной темы, а не личности. Образованность в конкрентных областях повышает качество выступления, именно содержательную часть. Но не является гарантией того, что человек расскажет интересно. Подача очень важна.

– Как вы привлекаете деятелей науки в качестве спикеров? Они охотно идут вам навстречу?

– Найти контакты ученых – не самая сложная задача для популяризаторов науки. Мы предлагаем выступить, и, если есть желание, человек соглашается. Лектора находим по своему усмотрению: допустим, тема мероприятия – биология, и мы думаем, кого из авторитетных спикеров пригласить. Зовем и молодые таланты, которые с научно-популярными целями справляются лучше, чем старшие коллеги. Все дело в том, что они чувствуют себя с аудиторией на равных, говорят с ней на одном языке, используют удачные способы привлечения и отвлечения внимания. Например, когда аудитория устает слушать, ее нужно чем-то развеселить. И у молодого поколения это получается лучше. Тем, кто постарше, выступать в проекте сложней.

– Но ведь такие докладчики гораздо опытнее...

– Да, действительно, они могут похвастаться полной научной базой, тонким знанием своей области. Только чаще, чем молодые спикеры, говорят сухим научным языком. А аудитория не готова слушать достаточно тяжелые лекции. Поэтому на мероприятие мы больше одного академика не позовем.

– Вы позиционируете «Курилку Гутенберга» как образовательный проект. Действительно ли короткий рассказ помогает разобраться в теме? Не бывает такого, что человек пришел, услышал много умных слов, а сути не понял?

– Лекторий строится из трех получасовых лекций. За 30 минут больше чем «по верхам» никакую тему не осветишь. Поэтому мы не несем ответственность за то, насколько аудитория углубится в материал. Мы бы хотели, чтобы та часть, которая заинтересовалась, после окончания воспользовалась открытыми источниками информации. Большинство вряд ли после лекции берет энциклопедию в руки и занимается дальнейшим самообразованием. Но самое главное – люди так или иначе узнают «верхи» и получают представление о многих вещах. Условно, что чайник Рассела не существует.

– Какой такой чайник?!

– Это юмористическое отношение к обоснованию веры: существование Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Так один английский философ, Бертран Рассел, предложил такую же теорию: ни доказать, ни опровергнуть, что в космосе есть фарфоровый чайник.

– Что нужно вашему проекту для развития кроме помещений для мероприятий?

– Наш проект строится исключительно на волонтерских началах, без коммерческой составляющей. Я хочу, чтобы он олицетворял просвещение общества силами самого общества. В альтернативных ситуациях просвещение либо становится бизнесом, либо развивается в зависимости от заинтересованности государства.

Сейчас мы за эффективность боремся, а не за существование. Популяризация науки должна быть популярной, а для этого невозможно ограничиться одними мероприятиями: лекции должны находиться в открытом доступе, в достойном качестве и с хорошим звуком. Поэтому сейчас наш проект проводит кампанию по сбору средств на сайте Boomstarter, чтобы получить финансирование. Нужны 600 тысяч рублей, чтобы купить 9 комплектов оборудования для 9 городов. Тогда лекции будут смотреть не 200 человек в зале, а 20 тысяч, что, согласитесь, более эффективно.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.