Аргументы Недели → Сможем вместе

Девушка Лёка и сельская «Мельница»

, 19:32

Девушка с редким именем Лёка на просьбу коротко, в нескольких словах «нарисовать» свой психологический портрет отвечает просто – «хочу стать человеком». К этой цели Лёка идет через саморазвитие и приобретение новых полезных навыков. К примеру, Лёка знает японский язык, несколько видов боевых искусств, умеет играть на различных музыкальных инструментах, в родном карельском селе Святозере преподает уроки ремесленного мастерства и фотографии школьникам и вместе с мужем помогает местному фонду гражданских инициатив «Мельница». И это наверняка не полный список умений Лёки, а всего лишь то, что удалось ухватить из беседы.

– Лёка, как вышло, что вы после учебы в Санкт-Петербурге решили вернуться обратно в Карелию? Ведь все сегодня, наоборот, рвутся в большие города.

– Я всегда была уверена, что буду жить в деревне. Города – это не моё: слишком быстрый ритм жизни, все как-то механистично... Но в деревнях всегда остро стоит вопрос о трудоустройстве. Поэтому в Санкт-Петербург я поехала с вполне определенной целью – набрать необходимую для жизни в деревне базу, чтобы быть здесь полезной.

Сейчас я зарабатываю тем, что создаю керамические изделия. В Питере я и научилась гончарному делу – у специалиста, с которым познакомилась во время ролевого конвента (это тоже одно из моих увлечений). Для освоения потребовалось всего два урока, на третий мне просто дали рекомендации.

– Как это? Вы научились мастерить всего за пару уроков?!

– Да. Здесь нет ничего удивительного, главное ведь желание. Сначала, конечно, сложно, а потом все начинает само получаться. У меня так не только с гончарным делом было. Когда решаешь заняться саморазвитием, очень сложно бывает перебороть себя, но стоит только проявить упорство, как все начинает даваться легко. А, может быть, у меня в предках были гончары, и умение передалось по наследству...

– Итак, вы вернулись в Карелию. Насколько хорошо здесь пошли дела с керамикой?

– Главное, что на жизнь хватает. Получается сбывать продукцию в сувенирные магазины Пряжинского района – она пользуется спросом у туристов.

Но на поток поставить дело не удается по нескольким причинам. Во-первых, если говорить о производственных моментах, у нас небольшая печь для обжига, да и сам процесс занимает не один день. Кроме того, если сейчас сосредоточиться на больших объемах, то мне придется забросить все остальные дела, коих в селе и без того много. Хорошим вариантом было бы взять кого-нибудь себе в ученики, чтобы впоследствии приставить к производству. Но, чтобы учить, я должна быть уверена, что этот человек останется в селе и не бросит дело. А сейчас вся молодежь из сел стремится в города, поэтому в ближайшей перспективе расширением производства, скорее всего, заняться не получится.

Зато в скором времени мы надеемся закончить строительство мастерской, которую, к слову, сооружаем самостоятельно, учась по ходу и этому делу. А после планируем приступить к созданию Ремесленной резиденции – это уже проект «Мельницы».

– Информация о фонде есть в интернете, но интереснее спросить у вас: в чем вы сами видите его предназначение?

– «Мельница» стремится объединить жителей всех сел Пряжинского района через развитие гражданских инициатив. Занять детей, возродить исторически сложившиеся у нас в Карелии ремесла, музыку. Ремесленная резиденция, которую мы собираемся построить, приютит под своей крышей кружки рукодельников, ремесленные мастерские и станет своеобразным культурным центром.

– А как вы познакомились с этим фондом? И как именно участвуете в его деятельности?

– С Катей, нынешним директором «Мельницы», мы познакомились случайно в канун нового 2014 года. Завязался разговор, выяснилось, что она является организатором фонда содействия гражданским инициативам, а мы ремесленники и пришлись бы там очень к месту.

Сейчас я обучаю школьников делать поделки на гончарном круге, веду занятия в фото- и киноклубе, учу их разбираться в основах кинематографа. Мы занимаемся видео- и фотосъёмками, смотрим фильмы, передачи и фотографии, а затем проводим анализ воздействия этих работ на наше сознание. В общем-то, последний пункт и есть главная цель наших занятий – научить детей разбираться в том, как те или иные вещи на нас воздействуют, что они в нас программируют, и как избежать этого программирования. Ведь, честно сказать, сейчас какая-то нездоровая ситуация на экранах, пропаганда антиценностей в СМИ, очень важно научить детей ориентироваться в этом хаосе.

– Вы воплощаете проект с интересным названием «Oma Randu». Что это значит?

– В переводе с карельского – родной край. Мы готовим к запуску интерактивный исторический портал для жителей Пряжинского района. В его создании непосредственное участие принимают дети, они занимаются сбором информации. Идея возникла, когда мы наконец осознали, что наш район богат исторической информацией, но она никогда прежде не была упорядочена. Нам есть, что рассказать о себе.

В рамках проекта «Oma Randu» мы хотим снять серию роликов, где дети представят разные ремёсла в разных поселениях Пряжинского района. Маленький человек проделывает огромную работу, объясняя своим детским языком все этапы производства в своём любимом ремесле. Знаете, как говорят: если хочешь что-то понять лучше, просто научи этому другого. В конечном итоге цель этих видео – в более глубоком осознании ремесла самими детьми. И, как следствие, мы получим забавные видео, где дети учат ремеслу.

Планируется, что сайт станет хорошим подспорьем учителям краеведения. В мае уже можно будет провести несколько пробных занятий. Также мы планируем организовать ремесленный лагерь. В общем, планов много.

– А лично у Вас какие планы на будущее?

– В ближайшей перспективе – достроить мастерскую, потом, если не будет никаких форс-мажоров, заняться строительством дома. Еще у нас есть затея – построить круглогодичную теплицу. Мы с мужем вегетарианцы, и было бы очень приятно круглый год под рукой иметь свежие овощи. Но пока что мы только думаем, как реализовать эту идею в северных условиях.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram