Танцуют все!
19 марта 2016, 12:26 [«Аргументы Недели», Валерия БЕРЕЗОВАЯ ]
Почти год назад в Новороссийске при народном коллективе современного парного танца «Латинский квартал» начала работу танцевальная группа «Шаг вперёд!». Благодаря систематическим занятиям здесь осуществляется комплексная социальная реабилитация людей с инвалидностью. Полина Бурмистрова, руководитель группы и хореограф, уверена, что научиться двигаться в ритм музыки может абсолютно любой человек. Самое сложное в этом деле – просто начать.
– Полина, что такое социальные танцы и «с чем их едят»?
– Это прежде всего парные танцы, которые исполняют под ритмичную музыку. В отличие от бальных танцев, социальные не имеют заученных схем. Разучивается только основной шаг. Все остальное – полная импровизация. Вот и получается, что двое даже совсем незнакомых людей могут танцевать вместе. У нас в группе нет устоявшихся пар, если не считать тех, кто состоит в браке. Мы постоянно меняемся партнерами. Поэтому человек, который впервые пришёл к нам на занятие, сразу же начинает танцевать. Ему не нужна никакая отточенная техника и специальная подготовка. Эти танцы доступны абсолютно для всех. В том и заключается их социальность.
Основное направление нашего танцевального клуба – хастл. На первом этапе освоения этот танец довольно прост. Но со временем мы усложняем задачу: к концу первого года обучения группа освоила базовую связку спортивных элементов хастла и готова принимать участие в соревнованиях в своих номинациях.
– Расскажите, как попасть к вам в группу?
– Если человек имеет инвалидность вследствие какого-либо заболевания или травмы, то он может прийти на тренировку и попробовать. Только нужно предоставить справку от лечащего врача, что не запрещено заниматься танцами, участвовать в соревнованиях и концертах. Мы берём людей только с 18 лет. К нам уже обращаются с просьбой заниматься с детьми, но, к сожалению, пока такой возможности нет. Во-первых, мы не имеем подходящего помещения. Сейчас зал находится на пятом этаже, и все инвалиды вынуждены туда подниматься. Во-вторых, я не являюсь специалистом именно по танцевальной реабилитации. По первому образованию клинический психолог, а по второму – хореограф. Но я стараюсь посещать различные мастер-классы по этому направлению и читаю специализированную литературу.
– Занятия проходят на платной основе?
– Нет. Мы тренируем бесплатно. Дело в том, что намеренно группа не создавалась. Люди сами начали к нам подтягиваться. Сначала позвонили с просьбой позаниматься танцами из общества глухих, затем из общества слепых. За год мы собрали около 25 человек. Поскольку дело развивается, месяц назад было решено зарегистрировать некоммерческую организацию. Сказано – сделано. Теперь планируем искать постоянных спонсоров или получать гранты.
– Каких результатов уже добились?
– Звания, медали, призы, которые мы получили за конкурсы, – это не главные достижения. Я горжусь своими учениками в тот момент, когда они выходят на сцену и танцуют не хуже здоровых людей, а в чем-то даже лучше. После выступления ко мне подходят члены жюри и спрашивают: «А у ваших танцоров действительно есть инвалидность?». И это очень классно! Потому что в первой линии стоит супружеская пара, в которой муж полностью слепой, а жена – инвалид первой группы по зрению, то есть она практически ничего не видит. Но танцуют они так, что дадут фору любому!
– Наверняка, на ваших занятия происходят неожиданные открытия...
– Был один очень любопытный случай. Я поставила в пару с глухой девушкой Таней здорового молодого человека по имени Тимофей. К слову, у юноши были проблемы с музыкальностью. Однако, чтобы помогать своей партнерше, ему пришлось научиться чувствовать ритм. Надо признать, что для Тимофея это была сверхсложная задача. Но ему удалось с ней справиться.
– А что приводит людей к вам на танцы?
– Могу сказать точно, что приходят не ради знакомств. Благодаря социальному танцу человеку с инвалидностью проще преодолеть барьеры страха и неуверенности в себе. Люди просто хотят почувствовать себя здоровыми, красивыми и свободными. К тому же каждая тренировка проходит весело и интересно, поэтому им нравится сама атмосфера. Видимо, именно эти ощущения притягивают. У нас глухие видят, слепые слышат, и каждый помогает друг другу. На занятиях люди начинают верить в свои силы. А ведь это самое главное.
– «Любую проблему на свете можно решить танцуя», – говорил Джеймс Браун. А вы что думаете на этот счёт?
– Целиком и полностью подтверждаю. Однако я пришла к выводу, что лучше не задумываться о том, какие проблемы существуют у этих людей за пределами танцевального зала. Представьте себе, как на паркет выходит одна из пар. Мужчина откладывает в сторону трость, а женщина оставляет в углу свою собачку. Через мгновение они начинают с достоинством танцевать. А ты сидишь в зрительном зале, смотришь на их одухотворенные лица и понимаешь, что вот здесь, в данный момент времени у них все хорошо.
– У вас есть представление, как будете развивать проект?
– Планов достаточно много. Мне бы хотелось иметь возможность ездить хотя бы по Краснодарскому краю и устраивать мастер-классы. Не столько демонстрировать концертные номера или спортивные достижения, сколько показывать социальную сторону танца и вовлекать в это других людей. Я бы взяла несколько своих пар и поехала бы по домам инвалидов, например. Мне бы хватило двух часов, чтобы танцевать стали все присутствующие!