Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Сможем вместе

Помощь по вдохновению

, 21:05

Благотворительный фонд «Линия жизни» творит чудеса. За 11 лет на помощь детям была собрана просто астрономическая сумма – почти два миллиарда рублей! На эти деньги делаются сложнейшие операции и закупается высокотехнологичное оборудование для наших больниц. Президент фонда Фаина Захарова, удостоенная знаком отличия «За благодеяние», рассказывает о самых невероятных акциях и секретах работы с людьми.

– Фаина Яковлевна, вы сформулировали так называемый «закон пяти П»: «помогать правильно: просто, приятно, полезно». Что значит правильная и неправильная помощь?

– В благотворительности сейчас задействованы очень серьёзные деньги. По оценкам экспертов, порядка 6 миллиардов долларов (0,5% ВВП!). Я с уверенностью называю «третий сектор» сектором экономики. Здесь есть продукты, спрос и предложение, конкуренция за объём пожертвований. Привлекать достаточные средства и успешно выполнять свои благотворительные цели могут только профессионалы. И, на мой взгляд, жертвователи должны брать это в расчёт. Эмоциональный порыв – дело замечательное. Но, прежде чем помогать, нужно удостовериться, является ли фонд профессиональным, будут ли ваши деньги потрачены по назначению. Сейчас развелось очень много мошенников на улице и в интернете. Каждый год в соцсетях делают перепосты с просьбой помочь одному и тому же ребёнку – только диагноз и название организации меняются. Мне часто говорят: «Я свой добрый поступок совершил, а что будет дальше – меня не касается». Я с этим категорически не согласна. Помощь – очень ответственный акт. И со стороны фонда, и со стороны тех, кто перечисляет туда деньги.

– Какую проверку вы считаете целесообразной? Мало кто готов тратить время на запросы в госорганы...

– Самое простое – изучить сайт. Там должна быть обновляемая инфомация: свежие новости, фото и видео с мероприятий – показатели того, что фонд живёт и работает. Если организация молодая и своего сайта не имеет, в любом случае видимая деятельность и результаты у неё есть. Подсобрать данные не так сложно.

 

– «Линия жизни» помогает тяжело больным детям. У многих ребят просто шокирующие истории. Почему вы никогда не делаете на этом акцент, не вызываете сочувствия? Наши люди ведь очень сострадательные.

– Современный человек и так в бесконечной суете живёт. У него столько собственных проблем! Не хватало ещё чужие накидывать! Он один раз отзовётся, а потом постарается уйти от этой информации, не принимать в себя. Поэтому жалость для нас – запретная история. Никаких драматичных фотографий и устрашающих посланий в стиле «если вы сейчас не поможете, ребёнок уйдёт из жизни». Мы стараемся вдохновлять людей на помощь. Придумывать интересные проекты, вызывающие желание поучаствовать. Это обязательно хорошие, радостные мероприятия. Да, есть ребёнок с серьёзной проблемой (мы это кратко обозначаем). И проблема решается сообща. Но без слёз и жалости. Какой от них толк? Мы включаемся в какое-то общее действо и излучаем позитивную энергию, которая передаётся детям.

Семь лет назад родилась наша любимая акция «Чья-то жизнь – уже не мелочь». Она задумывалась как арт-проект: мы попросили известных художников и дизайнеров расписать нам банки на Винзаводе. Вокруг собралась толпа. Люди начали вынимать всё из карманов и заполнять банки монетками! Мы поняли, что это прекрасная форма благотворительности. У многих есть дома копилки и всякие ёмкости для мелочи. Особенно у детей. Объяснить ребёнку, что он своей копилочкой может помочь другому малышу выздороветь, оказалось несложно. Ребята с охотой подхватили инициативу. К нам начали приходить целыми семьями. Потянулись пенсионеры с мешочками, студенты с рюкзаками, бизнесмены на солидных авто с огромными коробками... Как-то пришли молодые симпатичные парни, принесли увесистую бутыль, набитую мелочью. Ребята работают в баре: они призывали клиентов вместо чаевых складывать деньги туда.

У фонда собралась целая коллекция невероятных копилок! И такие внушительные получались грузы, что нам пришлось привлекать волонтёров – таскать мешки с мелочью. Мы нашли партнёра – банк, который согласился бесплатно всё это инкассировать. Акция проходит два раза в год, и за время её существования мы собрали уже 14 миллионов рублей детям на операции.

– Прекрасный пример того, как совместными усилиями можно горы свернуть!

– А главное, позитив нереальный для всех, кто принимает в этом участие!

Ещё один яркий наш проект – «Добрые руки людей планеты Земля». Он начинался с того, что мы на Пушкинской площади установили шесть больших холстов, и каждый желающий мог оставить на них свой отпечаток. Полотна доработали и подписали художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Одно из них мы продали на благотворительном аукционе за 50 тысяч долларов. Остальные пока в фонде висят – дожидаются своих владельцев.

Дальше мы стали брать отпечатки рук у знаменитых артистов, спортсменов. Футбольная команда «Челси» разрешила нашему фонду создать для продажи уникальную коллекцию маек с отпечатками рук и автографами игроков.

Затем начался новый виток акции. Нас поддержала одна авиакомпания, и появился самолёт с разноцветными ладонями на фюзеляже. На борту работали стюардессы-волонтёры, которые рассказывали о «Линии жизни». Прямо в полёте можно было сделать пожертвование. Два года в Шереметьево висело огромное панно, где пассажиры оставляли свой отпечаток. Сейчас панно есть в аэропортах Сочи и Новосибирска. Это такая концентрация красоты и позитива! Аэропорты и вокзалы – места повышенного волнения. Здесь люди не только встречаются, но и расстаются. И такое яркое пятно заряжает энергией, «подмигивает» богатыми красками, не даёт приуныть. Моя большая мечта – чтобы «добрые руки людей планеты Земля» появились в разных аэропортах мира.

 

Удачный международный проект мы запустили в Лондоне. В книжном магазине на Пикадилли наши волонтёры устраивают творческие встречи с известными российскими писателями, режиссёрами, живописцами... Здесь были Борис Акунин, Эдвард Радзинский, Вадим Абдрашитов с Нателлой Тоидзе, Андрей Бильжо и др. Никто из них не берёт гонорары, все деньги с билетов отправляются в фонд, на спасение наших детей. Так мы плетём «паутину жизни». Когда запускаешь этот процесс, появляется очено много людей, готовых помочь. Деньгами, организацией, связями и ресурсами, что невероятно ценно.

– Я обратила внимание, что операции вашим подопечным делаются по всей стране. Фонд работает с 59 больницами. За уровень технологий можно порадоваться?

– В 2005 году, когда мы начинали работу, детям делали операции на открытом сердце. Эндоваскулярных технологий, позволяющих исправить дефекты сердца и сосудов «без разреза», практически не существовало. Не было специалистов, инструментов, средств на оплату таких операций. Фонд стал привлекать европейских и лучших отечественных врачей для проведения обучающих курсов и мастер-классов в регионах, начал закупать высокотехнологичные инструменты. Когда мы приехали в краснодарскую больницу, которая одна из первых освоила новое направление и прошла сертификацию, каридиохирурги засыпали нас словами благодарности. Они говорили, будто открылось второе дыхание. Чувствовали себя пионерами в этой работе. Через два года государство подхватило это направление и разработало мощную программу. Но фонд подготовил почву. Сейчас в регионах проводится большинство операций. Очень сильные центры в Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, Иркутске и Кирове.

 

– Каковы на данный момент возможности фонда? Откликаетесь на все заявки, которые к вам поступают?

– Если обращаются по «нашим» диагнозам, практически не отказываем (перечень заболеваний, с которыми помогает фонд, можно посмотреть на его официальном сайте – прим.ред.). Несмотря на жесточайшую экономическую ситуацию, мы по строгому плану работаем. Каждый год ставим себе цель – привлечь больше средств, чем в прошлом году. В этом элементы бизнеса несомненные. У нас есть стратегия, бизнес-план, ключевые показатели эффективности. Пока получается уверенно смотреть вперёд.

– Вы однажды высказали очень интересную мысль, что стоит иногда оглядываться назад и какие-то вещи из прошлого привносить в работу. Получается?

– У нас есть прекрасный проект «Благотворительность в России. Конец XIX – начало XX века». Передвижная выставка, которую мы возим по разным городам. Для меня это потрясающая история про то, что все новинки корнями из прошлого. Вот, например, у нас есть закон о целевом капитале. Он обозначается как новое направление. Хотя первый эндаумент-фонд ещё императрица Александра Фёдоровна создала. Положила 30 тысяч рублей и проценты передавала в больницы для бедных. И забеги благотворительные, ралли, цветочные базары проходили при поддержке царской семьи. Мы сделали фильм об этом. Получили архивную съёмку, потом перевели кадры наших мероприятий в ч/б и смонтировали. Любопытно было за зрителями наблюдать! Они не успевали сразу переключиться, думали, что всё ещё в том времени. А на экране вдруг три с половиной тысячи человек бежит – это уже забег нашего фонда.

 

Мы хотели показать, что связь с прошлым – мост, без которого нельзя. История идёт единым потоком. Только соединив прошлое с настоящим, мы можем говорить об эффективности работы, о сохранении традиций и будущем успехе. Даже наш проект, связанный с мелочью, имеет современный формат, но он – оттуда. Только раньше были не банки, а кружки, в которых мелочь собиралась на разные начинания.

Есть у меня ещё одна, пока неосуществлённая, задумка. Очень известные художники (Коровин, Бенуа) в начале XX века создавали специальные коллекции плакатов и открыток. Продавали их за благотворительные пожертвования. И была в этом не только финансовая, но и просветительская сторона. Купить картины мастеров мало кто мог себе позволить, а вот плакаты, сделанные ими, вполне! Люди целые коллекции собирали. А деньги от продажи направлялись на добрые дела. Надеюсь, что и этот мостик из прошлого в будущее я перекину.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram