Когда крошечный малыш рождает огромную любовь
10 мая 2014, 12:18 [«Аргументы Недели», Елена ЮРЧЕНКО ]
Группа помощи недоношенным детям «Ярушка» помогает отказным детям в отделениях патологии детских больниц Санкт-Петербурга и регионов, приобретает оборудование и расходные материалы для выхаживания недоношенных детей, и помогает их родителям, попавшим в трудную ситуацию.
Знаете, как выглядит малыш, родившийся раньше срока? Например, на 23-24 неделе? Эта кроха весом в 500-700 граммов легко помещается на ладони взрослого человека. Представьте себе это чудо: маленькое, хрупкое, и совсем не приспособленное для жизни вне материнской утробы.
В отделении патологии новорожденных любого города есть такие «дюймовочки». Чтобы выходить их, врачам приходится приложить немало усилий. Ведь у недоношенных детей очень высокий риск развитий самых разных патологий. С ними можно справиться – только это долго и совсем недёшево.
Пойти на такие жертвы сразу после рождения ребенка, к сожалению, способны не все. Так и появляются в отделениях малыши-отказники. Крошечные существа, одетые в памперс, который чуть ли не превосходит их по размеру, ведь даже самые маленькие из имеющихся в продаже подгузников будут велики 700-граммовым крохам.
Группа помощи недоношенным детям «Ярушка» объединила более шести тысяч человек, желающих помочь крошечным малышам, их родителям и отделениям патологии новорожденных. Она была создана в сентябре 2012 года. Толчком к созданию группы стало рождение маленького Ярослава, который появился на свет раньше срока. Мама малыша, Анастасия Янушковская, попав с ребенком в больницу, увидела, как тяжело приходится малышам-отказникам, которые лежат в отделении патологии новорожденных Детской городской больницы №1 Санкт-Петербурга.
Анастасия Янушковская, вспоминая о первых шагах на стезе благотворительности, убеждена: благодаря единомышленникам удалось добиться столь многого.
«Случился огромный резонанс, которого я не ожидала, и к которому была, если честно, не готова. Если бы не команда волонтеров, которая тут же образовалась, не знаю, что было бы. Я бы задумалась: смогу ли, хватит ли времени. А когда ты уже в процессе и выбора нет, надо направлять и организовывать, как будто едешь на велосипеде с горы - надо только рулить, и всё получается», - рассказывает инициатор волонтёрской инициативы.
Желающих помочь оказалось так много, что пришлось создать группу единомышленников.
«Мастерицы со всей страны из благотворительного проекта «Одеяло Дружбы» вяжут маленькие носочки, пледики, шапочки. Люди покупают крохотные сосочки, памперсы нулевого размера. С помощью различных фирм-спонсоров уже закуплено немало оборудования для выхаживания недоношенных деток, такого как пульсоксиметры, кислородные концентраторы, специальные ингаляторы, медицинские отсосы, противоапнойные матрасы, специальные укладки, гнезда, прибор для микроскопии и многое другое», - рассказывает Анастасия Янушковская.
Участники группы берут шефство над малышами, от которых отказались родители, помогают родителям недоношенных детей, которые сталкиваются с необходимостью искать деньги на лекарства и необходимые для выхаживания приборы. Почти год оказывали помощь Детскому дому ребенка №3, а еще передавали гуманитарные посылки в детские больницы Карелии и Украины.
Проблема, как выяснилось, у многих больниц общая. По словам энтузиастов, с января 2012 года врачи пытаются выхаживать детей весом от 500 граммов и рожденных на 22 неделе, но не все больницы оказались к этому готовыми, особенно в регионах. Многие больницы не обеспечивают расходными материалами для недоношенных детей.
«В регионах вообще не избалованы поставками расходных материалов, поэтому весь персонал собирался и разбирал наши коробки. Кое-что они видели впервые, ведь во многих регионах нет спецодежды, недоношенных деток иногда кутают в шали или надевают на них памперсы первого размера, которые деткам оказываются по грудь. У них нет выбора, и они делают то, что могут. Поэтому врачи и персонал больниц обычно очень признательны нам за помощь. Поэтому все, кто не равнодушен к проблеме рождения деток на раннем сроке, мы приглашаем в нашу группу. Здесь вы сможете найти поддержку, рассказать о своей истории, поделиться успехами своего малыша, получить нужную вам информацию по выхаживаю, отдать вещи после своего малыша отказным деткам, поучаствовать в помощи больницам», - говорит Анастасия Янушковская.
Врачи многое могли бы рассказать об особенностях выхаживания недоношенных детей. И о том, почему эти малыши долго не покидают больничные стены. Но их работа – не рассказывать о трудностях, а помогать пациентам. Иногда им приходится выполнять, по сути, ювелирную работу, учитывая размер крохотных пациентов и их органов.
«Одна из коварнейших патологий, которая может привести к потере зрения, это ретинопатия, которая возникает на 32-34 неделе. Глазки у малышей еще не дозрели, сосуды начинают искривляться, напряжение в них растет, и постепенно они отслаивают сетчатку глаза. Лазерная коагуляцию помогает в большинстве случаев сохранить зрение. В наши больницы к ведущим оперирующим хирургам, таким как Артур Баранов и Олег Дискаленко, едут родители из всей России, чтобы спасти зрение недоношенных малышей, которые могут весить всего пару килограммов. А ещё у нас научились закрывать открытый артериальный проток клипированием у совсем крохотных деток, которые весят 500 граммов. А всё потому, что у нас в ДГБ №1 работают такие кардиологи-хирурги как Андрей Цытко, врачи от бога», - делится руководитель группы помощи недоношенным детям «Ярушка».
По словам специалистов, наравне с ретинопатией, одной из самых коварных патологий у недоношенных детей считается бронхо-легочная дисплазия. Малыши много времени могут находиться на искусственной вентиляции легких, бывают случаи, когда первый год жизни дети проводят в реанимации.
Но и после выписки, по словам родителей, проблемы сразу не заканчиваются. Привыкшие следить за показаниями медицинских приборов, мамы малышей первое время чувствуют себя дома не уверенно. И это понятно: раньше рядом всегда были врачи, готовые прийти на помощь. Но дома мама остается один на один со своими страхами и проблемами.
«Первые дни многие вообще не спят. Постоянно смотрят на ребенка: дышит ли, не посинел ли, дома карантин, никаких походов в общественные места. Такие строгие условия важны для деток, родившихся раньше тридцатой недели. Дома им требуется специальное питание, лекарства, иногда специальное оборудование. Например, переносной кислородный аппарат, пульсоксиметр. А если малыш родился на 34-36 неделе, то чаще всего он через месяц-полтора оказывается дома. Если все хорошо, сейчас выписывают домой и при весе ребенка от двух килограммов, - при условии, что не нуждается в кислороде, кушает сам и мама полностью усвоила уход за ним», - рассказывает Анастасия Янушковская.
Наверное, именно поэтому родители, которые смогли пройти этот сложный путь от начала до конца, становятся чувствительны к чужой боли. Выходив своего ребенка, они начинают помогать чужому, иногда отказнику, иногда целому отделению патологии новорожденных, зная, как много усилий требуется медицинскому персоналу, чтобы выходить чью-то кроху, родившуюся раньше срока.
Группа помощи недоношенным детям «Ярушка» - это группа родителей, которые на собственном опыте знают, как сложно порою сохранить жизнь, насколько она хрупка, и как несправедливо, что иногда здоровье ребёнка зависит от наличия медикаментов или денег.
Это люди, которые знают, как спасти и защитить крошечного ребенка, которому не повезло родиться раньше срока. А ещё в эту группу входят врачи, медицинские работники, которые заняты выхаживанием недоношенных детей. Все вместе они заняты одним общим делом: спасением жизни и здоровья малышей.
Здесь делятся всем, чем можно поделиться с ближним: деньгами, заботой, опытом и любовью. И так получается, что эта забота передаётся от одной семьи к другой, от одного малыша – к следующему. Это удивительный процесс: родители, пережившие столь многое, становятся настолько сильными, что чувствуют готовность поддержать других.
Когда новорождённый малыш может поместиться на ладошке, каждое небольшое улучшение - это победа. И тогда любовь к ребенку и желание его спасти становятся огромными. Настолько всеобъемлющими, что любви и желания спасти хватает и на других детей.
Потому что спасение маленьких – это задача больших: больших людей с очень добрыми сердцами.