Особенности зарубежной благотворительности
9 августа 2013, 12:25 [«Аргументы Недели», Карина Расулова ]
Чего только не придумают благотворители разных стран, чтобы привлечь внимание к своему нелегкому делу. Некоторые добровольческие объединения работают ни чуть не хуже, чем лучшие агентства праздников. Что-то наши соотечественники-волонтеры перенимают, а что-то критикуют.
В США очень хорошо понимают, что благотворительность – это не только денежные пожертвования, но и волонтерская работа. Несколько лет назад Ляйсан Султанова, тогда еще школьница, убедилась в этом, оказавшись в Америке по программе обмена для старшеклассников. Вместе с принимающей семьей она участвовала в приготовлении воскресных ужинов для бездомных, занималась сбором денег для детей, больных диабетом. В школе тоже постоянно проходили благотворительные мероприятия. Это и прием крови, и помощь животным в городском питомнике, и уборка территорий парков. Вернувшись на родину, Ляйсан решила непременно продолжить волонтерскую деятельность. Сегодня она одна из лидеров проекта MyDreamCity, цель которого – помощь сиротам. Ребята посещают детские дома, реабилитационные центры, социальные приюты. «Америка – страна благотворительности, и хочется, чтобы и о России отзывались так же», - говорит Ляйсан.
Также одной из самых щедрых на благотворительность стран считается Австралия. Там и деньги вовсю жертвуют, и бездомные сыты, и волонтеров хоть отбавляй. Страна кенгуру славится особенным отношением к инвалидам. Для незрячих в специальных центрах тренируют собак-поводырей. Во многих магазинах можно увидеть копилку в виде пса, деньги из которой идут на предоставление людям с дефектами зрения возможности безопасно передвигаться благодаря четвероногим друзьям.
В Британии ищут новые способы привлечения граждан к пожертвованиям. В одной из сетей продовольственных магазинов придумали продавать деревянные дощечки с надписью «надежда». Вырученные деньги переводят в фонд, помогающий страдающим болезнью Альцгеймера. В Англии вообще любят покреативить. Один раз в два года там проводят благотворительную акцию для детей-сирот и инвалидов «День красного носа». Местные жители прикрепляют клоунские носы ко всему, что видят вокруг. Накануне акции их продают в магазинах, а полученные средства направляют бедствующим.
В Германии очень многие обеспеченные люди тратят немалые суммы на благотворительность. Правда, в обществе относятся к этому скептически, подозревая доброхотов в желании получить налоговые льготы или в политических мотивах. А вот в отношении акций в немецких супермаркетах такого уж точно не скажешь. У покупателей есть возможность помочь нуждающимся, потратив не более десяти центов. Нужно всего лишь, оплачивая товар, произнести «Округлите, пожалуйста».
В Финляндии развита система благотворительных комиссионных магазинов. Здесь они почти в каждом квартале. Говорят, что таких магазинов даже чуть ли не больше, чем продуктовых. Среди подержанных вещей можно найти все – от чайника до пальто. Одежда там, конечно, не самая модная, но и стоит очень дешево. Вырученные деньги идут в первую очередь бедствующим странам, людям с задержками в развитии, находящимся в интернатах и приютах, а также на поддержку добровольных начинаний вроде любительских театров. Особенно активно благотворительные акции проходят перед Рождеством, ведь обездоленным тоже нужно купить детям подарки. На улицах Финляндии стоят специальные контейнеры для одежды, которую отправляют нуждающимся. Зимние и летние вещи, обувь маленьких и больших размеров – все складывается в разные ящики. Среди благотворительных организаций наиболее известна «Армия Спасения». Эти ребята создают специальные пункты раздачи еды и одежды, проводят множество акций.
Не все заморские благотворительные дела прошли бы в нашей стране с таким же успехом. Вряд ли бы много российских семей согласилось принять у себя африканских ребятишек, как это делают некоторые французы. А вот, почему бы, скажем, подобно последним, не провести акцию сбора старых мобильных телефонов, переработать их и отправить деньги больным детям?