Добрые сказки Вепсского леса: волонтер, друг, папа….
31 мая 2013, 09:53 [«Аргументы Недели», Елена Петровская ]
Что такое счастливый случай, Витя Судаков знает точно. До одиннадцати лет из своих тринадцати он был одним из сотен детей, живущих в павловском детском доме-интернате №4, под Петербургом.
С определенным распорядком дня, определенным кругом общения и диагнозом ДЦП, который не оставлял шансов на самостоятельное передвижение вне коляски. Так и было – пока два года назад в отдаленном уголке Ленобласти, в Вепсском лесу, в селе Винницы не состоялась встреча волонтеров, работающих с особыми детьми, а также самих детей из ДДИ. Такие поездки организуются уже с 2009 года, однако на этот раз результаты оказались поистине непредсказуемыми.
Реальность, вышедшая из кадра
Артур Максимов оказался в этом летнем лагере почти что случайно - его просто попросили снимать происходящее на видео, чтобы потом сделать документальный фильм. Однако вместо ожидаемых одного-двух дней он пробыл в Подпорожье все десять. А когда пришла пора расставаться, один из мальчиков, тот самый Витя, просто… повис у Артура на шее, не желая прощаться.
- Честно скажу, что когда я туда ехал, то понятия не имел, что это будут дети-инвалиды. Меня намеренно не предупредили, опасаясь, что откажусь и сбегу. Но были моменты, когда нужна была реальная помощь, и тогда камеру приходилось откладывать. В результате произошла настоящая ломка сознания, всех представлений о мире. Вернувшись в Петербург, я просто пребывал в шоке 3-4 дня, даже из дома не выходил – рассказывает наш собеседник, пригласив «АН» к себе домой.
Через некоторое время благотворительная организация снова пригласила Артура - на этот раз, в качестве сопровождающего лица для Вити на одном из мероприятий. С тех пор эмоциональный контакт установился уже окончательно, а визиты в Павловск по выходным стали уже и традицией и потребностью.
Первые шаги
- Там, в детском доме стоит такой запах… я бы назвал это запахом безысходности. Идешь по коридору, а к тебе выбегают навстречу, тянут руки…. Это тяжело. Надо было сразу прийти к мысли, что ты здесь не ради жалости, а для того, чтобы помочь - вспоминает Артур.
Однако для начала надо было преодолеть сопротивление со стороны местных медиков. Придирались, говорит наш собеседник, по самым разным поводам. Пришлось задействовать каналы общественных организаций, которые работают на этой базе - «Подорожник» и «Шаг навстречу». Впрочем, и с директором сложились хорошие отношения.
Через некоторое время удалось выяснить: Витя имеет перспективы ходить самостоятельно! Но для этого нужны серьезные операции – по одной на каждую ногу. Как ни странно, квоту на их выполнение в пушкинском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера получили довольно быстро. И весной 2012 года Вите пришлось пройти этот нелегкий процесс.
Все это время - и в больнице, и в интернате (между двумя операциями) с ним был Артур. Иногда внутренний запас сил и энергии все же кончался и тогда его подопечный делал что-то такое, что доказывало: все происходящее - не зря.
Так, однажды в клинику приехала съемочная группа от одного из телеканалов. Среди пациентов, с которыми решили пообщаться журналисты, оказался и Витя. На простой вопрос: «Ты веришь в чудо?» он неожиданно ответил: «А у меня Артур есть»….
После окончательной выписки, в середине июня молодой человек понял, что оставлять ребенка в ДДИ - значит свести на нет все лечение, поскольку средства реабилитации здесь отсутствуют, должное внимание со стороны персонала – тоже. А значит, есть все шансы вернуться в коляску…. Приезжать в Павловск каждый день – довольно сложно. Что делать? Надо вместе отправиться на море – такое решение подсказала сама медицинская документация. Она гласит, что санаторно-курортное лечение должно быть у ребенка не реже, чем раз в год.
Как «пробивали» ту поездку, Артур может рассказывать долго. Взаимодействие с самыми разными ведомствами, активная переписка…. Его юридическое образование здесь пригодилось как нельзя более кстати.
Путевку получить удалось от Минздрава, но без оплаты проезда сопровождающего лица (поскольку льготы по инвалидности были монетизированы). И не на лето, а… на декабрь.
Пришлось искать летние варианты санаторного лечения самостоятельно. Наконец, нашли – в Анапе. Однако сумма, которая приходилась и на ребенка и на самого Артура, получалась явно неподъемной. И снова - чудо. В последний момент, за несколько дней до заезда, по каналам волонтеров нашелся…. представитель крупного бизнеса, который узнав о ситуации, помог материально.
На побережье Черного моря они все-таки поехали, и, как подчеркнул Артур, если туда Витя уезжал с ходунками, то в Петербург возвращался уже… на своих ногах. Без целительной соленой воды и горячего песка это было бы практически невозможно.
С чистого листа
Так и сложилось, что за 2 года молодому юристу пришлось буквально с чистого листа выучить все, что касается реабилитации. Со временем он стал для своего подопечного и массажистом, и инструктором по лечебной физкультуре, и психологом… Свое здоровье, однако стало заметно «сдавать» - на фоне стрессов и переживаний нередкими стали ОРЗ, появились серьезные стоматологические проблемы….
Интеллект у Вити сохранный, более того, как говорят специалисты - высокий уровень реабилитационного потенциала. Это значит, что некоторое отставание вполне можно наверстать.
Сейчас идет активное освоение городского пространства, навыков общения, а также основ чтения и счета. Будучи когда-то улыбчивым, но малоговорящим ребенком, он становится все более открытым и любознательным. С распахнутым доверчивым взглядом карих глаз и удивительной памятью на имена окружающих людей.
К себе домой на выходные Артур стал брать мальчика достаточно давно. Потом уже, в начале этого года по договоренности с интернатом, увез оттуда совсем. Побегав по инстанциям, он сумел «пробить» статус «гостевой семьи». Окончательно сделать это удалось сделать совсем недавно - недели три назад. Работа (не требующая постоянного присутствия) есть, личная жизнь, любимая девушка – тоже. Теперь надо лишь раз в месяц приезжать в ДДИ, чтобы наглядно показать: все в порядке.
Неравные шансы
Благополучие долгим не бывает. Недавно стало ясно: поездка к морю на этот раз может не состояться. Все льготы Вити на сей раз перевели в соцпакет, заявление на санаторное лечение подали еще в январе. Тем не менее, фамилия Судаков оказалась далеко не в авангарде очереди. Еще месяц-полтора назад им называли номер 87, сейчас уже… 92.
Даже в Фонде социального страхования не скрывают: петербургское региональное отделение ФСС может профинансировать лишь 30% от всех поданных заявок на путевки такого рода. Так что, для тысяч людей восстановительный отдых на море так и остается на бумаге.
Свою лепту в ситуацию вносят и санатории (которым невыгодно продавать льготные путевки на высокий сезон), и комиссии медико-социальной экспертизы. Отвечая за индивидуальную программу реабилитации, они просто не включают в нее все то, что предписывают врачи.
По закону, там должно быть указано не только само санаторно-курортное лечение, но и его периодичность. На практике же, люди добиваются этого либо через суд, либо – через взятку. Сейчас решается вопрос, подавать иск или обратиться в прокуратуру.
«Честно говоря, я чувствую себя как муравей, который пытается сдвинуть десятиэтажный дом» – замечает Артур.
«А кто Вы сейчас для Вити, по прошествии двух лет?» - спрашиваю его напрямую.
«Витенька, кто я для тебя?» - тут же перенаправляет он вопрос мальчику, который все это время находится рядом, за одним столом, по-своему поддерживая беседу.
«Ты - мой друг. Ты - мой брат. Ты – мой папа….»
Моб. телефон Артура Максимова: (812)915-13-23
Его страница Вконтакте: http://vk.com/artmaxpro