Решение создать благотворительный фонд пришло к балерине Екатерине Щелкановой совершенно спонтанно. Своей идеей она «зажгла» известных всему миру звезд оперы и балета. На благородный призыв помогать талантливым детям из детдомов откликнулись Наталья Макарова, Ульяна Лопаткина, Анна Нетребко, Хулио Бокка, Александра Ферри, Владимир Малахов и другие кумиры сцены. Так появился благотворительный фонд «Открытый мир».
«На балетном конкурсе в Германии я увидела, как замечательно выступают российские дети! И подумала о том, что некоторые юные таланты не могут участвовать в подобных конкурсах, так как лишены родительской опеки и государственной поддержки. Как же дать возможность погрузиться в мир танца ребятишкам из детских домов? Им нужен фонд!» – рассказывает Екатерина Щелканова.
В апреле 2010 года она посетила Детский дом № 9 и познакомилась с его воспитанниками. Мальчик Вадим, который, по ее словам, оказался «очень интересным» – «правильная ножка, прекрасная пластика» – сразу сказал, что хочет танцевать ни много, ни мало в Мариинском театре! Екатерина попыталась направить его на учебу в Вагановское училище, однако прием к тому времени уже закончился. Чтобы не терять время, в Фонде решили определить Вадима в другой танцевальный класс. Тогда «Открытый мир» подружился с Санкт-Петербургским Государственным академическим театром балета имени Леонида Якобсона. А Вадим умудрился привлечь к танцам всю свою детдомовскую группу и, в итоге, учеников набралось одиннадцать: шесть мальчиков и пять девочек.
Здесь-то и произошло самое важное: «Они очень изменились, – говорит Екатерина. – Стали собранными, всегда охотно отправлялись на занятия, несмотря на снежную зиму и дорогу, которая занимала по полтора часа в один конец». Для самих детей это был даже не просто выход в мир, это была некая отдушина. Они впервые САМИ увидели что-то, что находится за пределами детского дома. Узнали, что в Петербурге, да нет – в России, существует метро и можно в него спуститься. Столкнулись с привычной для нас реальностью как с чем-то новым и удивительным для себя!
Положительный эффект творческих занятий на детей, особенно оставшихся без родителей, поясняет участник проекта, психолог Олег Игнатьев: «Уже после 2 недель мы увидели феноменальные результаты у таких ребят. Мало того, что они стали более дисциплинированны и собранны, они начали еще и лучше учиться. Восхищение таким метаморфозам выразили не только преподаватели, но и мы сами. Мы не ожидали подобных результатов настолько быстро!». По мнению Олега Игнатьева, дети стали осознавать, что каждый из них личность. Но есть и другая, обратная статистика, которая вводит в ступор: «Порядка 80% выпускников детдомов не могут социализироваться, 40% уходит в криминальную сферу, 10% заканчивают жизнь самоубийством. Мы должны с большей ответственностью подходить к этой проблеме», – поясняет эксперт.
Он уверен, что именно творчество помогает детям социализироваться. Это отмечают и другие участники проекта. Народная артистка РФ Анна Нетребко уверена, что «детей-сирот необходимо приобщать к искусству вне зависимости от их природных данных». Екатерина Щелканова добавляет, что «приобщение детей из детских домов к любому виду творчества поможет им вступить во взрослую жизнь». Еще один деятель Фонда – артист балета Мариинского театра Дмитрий Соловей – подчеркивает: «Искусство идет в ногу и с танцем, и с музыкой. Даже если они не станут профессионалами в танце, может быть, они реализуют себя в другом. Главное, у ребят есть выбор».
За простыми словами кроется правда жизни. Представьте себе детей, которые львиную долю времени находятся в замкнутом пространстве и разве что пару раз в год выезжают куда-нибудь на концерт или в музей. Екатерина добавляет: «Эти дети отличны во всем. Если ребенок воспитывается в семье, он, как правило, окружен заботой и вниманием. Вместе с родными он играет, гуляет, общается. В детском доме этого нет. Никто не привносит в быт такого ребенка материнской заботы, жизненных навыков и семейных традиций. Его не приучают к труду: готовить не нужно, мыть за собой посуду тоже».
«Лишь в некоторых детских домах есть домашние животные, а это, думаю, необходимо!», – отмечает она и вспоминает, что в Америке людям, которые лечатся от алкоголизма или наркомании, для реабилитации предлагают заняться выращиванием растений. Если в течение года пациенты ухаживали за ними, поливали, пересаживали, то затем им разрешали завести животное. У них возрастало чувство ответственности. А у детей в детских домах, к сожалению, оно не сформировано. Неправильно расставлены акценты: спонсоры приносят им игрушки и прочие вещи. А у детей появляется стереотип, что все и так свалится с неба.
Но иногда появляется другой благотворитель, к тому же, блистательная красавица, и предлагает детям нет, не подарки и конфеты, – возможность учиться, творить! И, в итоге, дети пять раз в неделю вырываются из замкнутой среды и на несколько часов погружаются в водоворот большого города, в красоту танца.
Главная победа прошлого года – Татьяна Кольцова. Организаторы фонда увидели одиннадцатилетнюю девочку в одном из детских домов. При встрече она уверенно сказала: «Хочу танцевать!» И даже у Деда Мороза попросила балетные туфли. Екатерина вспоминает: «В детдоме говорили, что она ленивая, но мы решили попробовать. Тут же нашлись еще две девочки и один мальчик в группе, которые тоже согласились танцевать». К Деду Морозу ехать не пришлось – Фонд сам предоставил балетную форму. Но получить поездку в США на обучение было чем-то из мира фантастики! Екатерина Щелканова добавляет: «Да и для меня это была просто мечта. Я рассказала о ней Михаилу Барышникову. Сказала, что есть ради чего детей готовить. Он предложил сделать концерт для них в своем центре искусств. Там собрались звезды американского балета, Анна Нетребко и другие колоссы сцены. Некоторые из них отменили для этого свои гастрольные туры». В итоге Татьяна так себя проявила, что ей предложили на год бесплатно пройти курсы в Нью-Йорке! Заманчивое предложение осуществить не удалось: разрешение не дали в России, но Фонд не остановился: девочку стали готовить к поступлению в Вагановское училище. Ответственный момент наступил на сборах в Сочи. Как и все дети, она немного стеснялась, но прошла все туры вступительных экзаменов и поступила! Теперь учится в знаменитой Вагановке.
Впрочем, балетом мир танца для детей не заканчивается. Они будут учится танцевать не только изысканные па, но и рок-н-ролл или, к примеру, хип-хоп. В уставе Фонда – простая мысль: поддержка русской балетной школы и помощь детям, которые остались без опеки, без мам и пап, но хотят танцевать. Сейчас Фонд планирует организовать сотрудничество со школой балета Игоря Моисеева, где смогут обучаться еще больше подопечных.
В будущем фонд планирует заниматься финансовой поддержкой талантливых детей и молодежи из России и других стран, профессиональным образованием и обучением, налаживать взаимодействие между основными художественными центрами и компаниями. «Открытый мир» будет предоставлять стипендии одаренным молодым танцорам, организовывать программы обмена, устраивать летние курсы, искать профессиональных наставников, хореографов, оказывать помощь в построении танцевальной карьеры, организовывать детские фестивали и концерты на крупнейших площадках в США, России, Прибалтике и других странах, а также благотворительные выступления звезд.
Ну а сейчас есть еще две претендентки на обучение в Вагановке из детского дома №2 – Катя и Зина. Они также мечтают танцевать. Правда, им пока 9 лет и в училище их не примут, но при Вагановском существуют подготовительные классы, куда девочкам открыта дорога. Всего же детей под опекой «Открытого мира» уже несколько десятков. Более 50 специалистов, занимающихся с детдомовцами танцами, Фонд свозил в Америку на учебу. И сейчас многие детские дома все чаще и охотней открывают двери перед Екатериной. Аксиому про красоту, которая «спасет мир», еще никто не отменял!
http://www.openworlddancefoundation.com
Андрей РЫСЕВ