> По стопам Льва Толстого - Аргументы Недели

//Бизнес на благо

По стопам Льва Толстого

20 июля 2016, 12:28 [«Аргументы Недели», Дарья ВОРОНКОВА ]

Какой силой воли нужно обладать, чтобы в свой законный выходной день встать с рассветом, выехать из столицы, обогнав прославленные московские пробки, – и все ради того, чтоб в тридцатиградусную жару работать за двести километров от дома?

Корпоративная социальная ответственность – слова, к которым российский обыватель еще не слишком привык, однако сотрудники компании «Стрим» с этим понятием знакомы. Вот и сейчас они отправились на субботник, в заповедник «Ясная Поляна» Тульской области.

«Стрим» – компания небольшая, всего семьдесят сотрудников. Тем удивительнее, что в микроавтобусе, который ранним утром покидает столицу, со мной сидит около полутора десятков человек. Все они – добровольцы, кто-то даже с семьей. В заповеднике их называют корпоративными волонтерами.

– Людям нравится чувствовать себя хорошо, и это тот случай, когда мы им такую возможность преподносим, – объясняет Анна Черняховская, пресс-секретарь «Стрим» и непосредственный организатор выезда. – Компания берет на себя организацию и оплату транспорта. Не надо думать: а не поехать ли в Ясную Поляну – или, может быть, в Поленово? Ведь компания-то тебе говорит: будь в семь утра на метро Добрынинская, там тебя будет автобус ждать. Тут тебе и воду дадут, и фартук, и экскурсию проведут, и в лесу поработаешь, а потом еще и покормят и обратно отвезут. Фактически все на тарелочке преподнесено. А с другой стороны – какие эмоции! Здесь послушаешь и про Толстого, и про Софью Андреевну, и про пруд, куда она бежит с изменившимся лицом...

Места здесь и правда живописные. После трех часов, проведенных в дороге, мы выбираемся, кажется, в совершенно другой мир. «Здесь даже воздух совсем другой!» – восторженно говорит кто-то. И сразу же – первое потрясение столичного жителя: уж, плавающий в пруду. Ну где в Москве такое найдешь? 

Проект помощи заповеднику существовал долгое время, но официальное начало «на бумаге» он получил в 2013 году. Тогда организовали лишь три волонтерские смены по 15 человек в летнее время. Сегодня волонтеры работают в течение всего года, но особенно – с мая по октябрь, если позволяет погода. Братство разрослось, и это как отдельные добровольцы, так и целые группы волонтеров из разных компаний и отделов по работе со школьниками, экологические лагеря и университетские практиканты. Как и прежде они проходят отбор: чем вы занимались? каков ваш опыт? расскажите-ка, что это значит для вас – быть волонтером?

– Волонтеры работают в теплицах, на сене, в лесу, в палисадниках, – рассказывает сотрудник отдела развития музея Елена Горбылева – она первый из наших сегодняшних гидов. – Это направление работы связано с природоохранной деятельностью. Естественно, волонтерами могут быть и те, кто помогает на фестивале, на разных культурных мероприятиях, но в такой помощи потребность меньше. Территория заповедника – 400 гектаров, и вся эта площадь нуждается в обиходе.

Для «индивидуальных» волонтеров, приезжающих сюда на долгий срок – иногда до десяти дней – условия нелегкие: работа с девяти утра до четырех часов дня. Но, конечно, администрация музея идет навстречу и предлагает своим помощникам экскурсии по территории Ясной Поляны, разного рода культурную программу.

– Когда мы организовывали эти добровольческие десанты, как мы их в музее называли, были опасения, как бы к нам не приехали какие-то лодыри, которые любят отдохнуть. Представьте себе – ни одного. Люди такого склада даже не слышат подобные предложения, они до нас просто не доезжают. Бывает, конечно, всякое. Например, у волонтера визуальный канал превалирует – все время хочется фотографировать, ну вот хоть «режь» ты его! Только поработал – и опять побежал делать снимки. Но мы к этому относимся спокойно: это просто наше природное человеческое разнообразие.

Волонтер всегда работает с душой, говорит Елена, как в последний раз, потому что он и приехал для того, чтобы всласть наработаться. Я убеждаюсь в этом на собственном опыте. Розданы рабочие фартуки и перчатки, вода и влажные салфетки, и буквально на первый же рабочий «объект» – перевязанные кубы сена, которые нужно уложить наподобие кирпичей на стройке, – мои товарищи по команде набрасываются с видом людей, изголодавшихся по физическому труду.

Помните ли вы субботники – те самые, из детства? Когда вся семья выходит рано утром и рука об руку, наравне с соседями, приводит в порядок двор. И когда суровый отец подруги, или бабушка, вечно гонявшая детей с газона, или гордая бизнес-леди – все они, облаченные в потрепанную, видавшую виды одежду, сажают кусты, вскапывают клумбы, таскают ветки, жгут костры. И как-то незаметно из незнакомых персонажей чужих историй вдруг превращаются в своих, родных и понятных.

Так и я знакомлюсь со своими товарищами по команде. С активной, шумной Варварой («Бойся меня!» – весело кричит она, закидывая на пригорок тяжелое бревно), с тихой, не знающей отдыха Настей, с Ларисой, моей невольной коллегой, получающей второе высшее образование по специальности тележурналистика. Нас связывают передаваемые с рук на руки бревна – куски развалившегося от урагана дерева (потом древесину продадут, а выручка пойдет в копилку музея), ветки, что мы собираем по всей поляне, – из них получится славный костер, колючее сено, которое мы выбираем из волос и складок одежды, но еще нас связывают разговоры. Анжела успевает обсудить со мной телефонные сети и настойчиво советует сменить оператора, Аня демонстрирует фото со свадьбы, Оля рассказывает, что сделает с древесным кругляшом, который она приберегла для украшения интерьера своей московской квартиры. Люди, лица – я теряюсь и растворяюсь в них и в работе.

По словам Оксаны Воробьевой, генерального директора компании «Стрим», их сотрудники уже второй год подряд приезжают в Ясную Поляну на экологический волонтерский субботник.

– Для нас принципиально не только добиваться высоких результатов в работе, но и развивать ответственность бизнеса перед обществом. То, что мы смогли помочь в уборке заповедника, уложив около двух тонн сена, собрав четыре кубометра древесины и почти семь кубометров веток, важно как для сохранения Ясной Поляны, так и для нашего коллектива. Корпоративная социальная ответственность – это всегда улица с двусторонним движением, и мы рады такому сотрудничеству, которое повышает сплоченность и вовлеченность в компании.

Может быть, дело не только в пресловутой корпоративной социальной ответственности, как бы громко она ни звучала. Может, не менее важно и то, что мне говорят все приехавшие: человеку жизненно необходим этот добровольный труд. В этом есть что-то «первобытно-языческое» – воссоединение с природой, которого не обретешь, если не выехать за МКАД. Ну и конечно, здесь же дух и наследие Льва Толстого, с его патриархальным стремлением к простому народу и к физическому труду.

Пока все волонтеры на экскурсии по дому писателя, Елена водит меня по живописным аллеям заповедника и рассказывает истории из жизни проекта:

– В 2013 году к нам приехала сотрудница московской галереи, хотела интеллектуального волонтерства, однако у нас оно в тот момент предусмотрено не было. Она приехала, и каждый день ей было тяжело, каждый день она хотела уехать. Не ходила на культурную программу, еле доползала до номера в гостинице, пропускала ужин. На заключительной встрече сказала, что пережила здесь самые острые чувства, но больше никогда сюда не приедет. Не сможет этот личный подвиг повторить, и все же будет помнить всю жизнь. У нас ведь и вправду тяжело, и порой физически люди уже не настолько крепки, чтобы делать такую работу изо дня в день. Это испытание – и за этим люди сюда приезжают.

Что он за человек – волонтер Ясной Поляны? Нередко – интеллектуальной профессии: журналист, писатель, преподаватель университета. В какой-то момент превалировали учителя русского языка и литературы, затем их сменили офисные работники, предпринявшие массовое паломничество в Ясную Поляну ради глотка свежего воздуха. Елена говорит не об отдельных личностях – о целом братстве людей, которому хочется регулярно приезжать сюда, видеться, общаться за пределами Ясной Поляны. Тульские и московские волонтеры созваниваются, собираются, даже ходят в походы.

Не обходится работа на свежем воздухе и без самого романтичного своего атрибута – чая на костре. Разливает его ни много ни мало хранитель мемориального леса Ирина Федоровна Костюкова. Она с большинством волонтеров на короткой ноге да и с незнакомцами общается по-свойски.

– Налетайте, берите скорее чай! Сахар обязательно добавляйте, не стесняйтесь!

Мы провели вместе всего полдня, но я уже знаю, что люди рядом со мной «не первый раз замужем»: многие из них участвуют в других проектах на волонтерских началах. Это могут быть и сборы средств и вещей на благотворительность, и участие в проекте «Больничные клоуны», и даже театральные представления. Несмотря на свою молодость – компании «Стрим» всего пять лет – ее сотрудники уже успели поработать с разными волонтерскими организациями и фондами.

– Только что мы участвовали в благотворительном турнире по волейболу, который организовала РООИ «Перспектива», – рассказывает Анна Черняховская. – Как и все компании, мы платим взнос, создается волейбольная команда. Ребята тренируются в свободное время, едут в пятницу после работы играть в пляжный волейбол. Это большой плюс для сотрудников. Во-первых, они делают свой благотворительный вклад, во-вторых, это своего рода тим-билдинг: кто не играл в волейбол, тот приехал болеть. Так создается положительная мораль в коллективе. Кроме того я глубоко верю, что человека стоит приобщить к подобной деятельности: дальше он сам сможет разобраться, нужно ему это или нет. Пока не попробуешь, ты не знаешь наверняка.

К вечеру наша компания грузится в микроавтобус, увозя из Ясной Поляны сувениры, ноющие мышцы и массу впечатлений. Может, сделали мы не так уж много – всего-то перетаскали сено да ветки и древесину – но, как водится в волонтерской сфере, получили куда больше, чем отдали. Прибыль или убыток проекта останутся на долю бухгалтеров и руководителей, но с нашей стороны виднее, что проект помощи заповеднику – живой и достоин дальнейшей жизни.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте